Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе с использованием проблемных ситуаций «Юные исследователи»

Мария Арещенко
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе с использованием проблемных ситуаций «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

Арещенко Мария Юрьевна

МДОУ «Детский сад №36 «Колокольчик»

с. Солдато-Александровское Советского района

Опытно экспериментальная деятельность в средней группе с использованием проблемных ситуаций :

«Юные исследователи»

Цель:

Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);

Задачи:

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе с использованием проблемных ситуаций „Юные исследователи“» размещена в разделах

• расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);

• Познакомить с понятием «Магнит», сформировать представление о свойствах магнита, воды;

• расширять представление детей о некоторых факторах среды (свет; вода – ее различные состояния; почва — состав, влажность, сухость).

• развивать представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, вода - для удовлетворения своих потребностей;

• воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов;

• воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

• Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

• Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

• Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Методические приемы:

Мотивационно-побудительный этап:

Игровая мотивация (проблемная ситуация)

Организационно-поисковый этап:

Познавательная и практическая мотивация

Наглядный метод (показ образца, демонстрация)

• Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение)

• Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы)

Рефлексивно-корригирующий этап:

Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии : здоровьесберегающие, игровые (квест-технология).

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• песок в контейнерах, лупы;

• магниты по количеству детей;

• трубочки для коктейля по количеству детей;

• железные и пластмассовые предметы;

• две прозрачные банки (одна заполнена водой);

• предметные картинки;

• стаканы с водой;

• краски;

• иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;

• картинки с изображениями источников света;

• сундучок с прорезями;

• несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа).

Ход квест-игры:

Дети заходят в зал, становятся по кругу.

1. Вступительная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня у нас с вами гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся,

1.2. Сюрпризный момент. Мотивация

Воспитатель: Ребята у нас в группе живет гном Умник, он следит за порядком в группе, и у него есть своя лаборатория, в которой он проводит свои исследования, и он оставил нам послание. Давайте вместе послушаем:

(на проекторе появляется изображение гнома, включается запись)

"Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы очень умные и сообразительные, любите экспериментировать. Я приготовил для вас интересное и познавательное путешествие. В нем вы узнаете много интересного о явлениях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Я уверен, что вы легко справитесь с моими заданиями и быстро придете к финишу, где вас будет ждать сюрприз. Удачи вам. Ваш добрый друг - гном Умник "

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправится в путь? Сможете справиться с заданиями Умника (ответы детей).

Прежде, чем мы начнём, давайте вспомним правила работы в лаборатории:

1. Не кричать.

2. Внимательно слушать, смотреть.

3. Друг другу помогать.

1.3. Организационно-поисковый этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше путешествие представлено в виде карты с картинками и стрелками. Сейчас мы с вами находимся в начале выполнения заданий - это «Старт,» далее будем двигаться по стрелкам и заходить в ту лабораторию, картинка которой изображена на карте. По окончании нашего путешествия мы с вами найдем сюрприз от гнома, это и будет «Финиш».

2. Основная часть

(Дети следуют согласно карте в первую лабораторию)

2.1. Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»

Воспитатель:

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? -. (песок)

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лабораторию «ПЕСОЧНАЯ», здесь проводятся опыты с песком. Проведем эксперименты? (Ответы детей).

Эксперимент 1. «Песочная страна»

Задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? (песчинки). Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (с помощью лупы.)

Дети делают выводы: песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Опыт «Движение песка»

Воспитатель: Ребята, скажите, а где больше всего песка на нашей планете? Правильно в пустыне. Там песок лежит большими барханами, которые умеют двигаться. Как это происходит? (Ответы детей). Подуйте на песчинки и посмотрите, смогут ли они двигаться?

Дети дуют на песок через соломинки и песок под действием потока воздуха движется. Вывод: песчинки микроскопические и легко передвигаются под действием силы ветра.

Воспитатель: Ребята здесь гном приготовил нам сюрприз. На память о нашей игре мы с вами сделаем картинку с помощью песка. Давайте на белых листах нарисуем солнышко клеем, перевернем и приложим рисунок к песку. Посмотрите, какие красивые картинки у нас получились.

Эксперимент 2. «Свойства магнита»

Задачи: Выделить свойства магнита: притягивает только железные предметы.

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть ёмкости с песком, в которых находятся разные предметы: пластмассовые, железные. Ребята, что вы видите на столе? Из чего сделаны эти предметы? (из железа, пластмассы).

Воспитатель: Правильно. Ребята, нам нужно рассортировать эти предметы по тарелочкам. Как вы думаете, как нам это быстрее сделать? (Рассортировать руками).

Воспитатель: Я вам помогу. У меня есть волшебные камешки (раздаёт детям магниты, они нам помогут. Нужно только провести над ёмкостью с песком и вы увидите настоящее волшебство (дети по очереди проводят над ёмкостью с песком магнитом и достают железные предметы).

Воспитатель: Этот волшебный камешек называется магнит. Скажите, какие предметы он помог достать из крупы? (железные). Какой мы можем сделать вывод? (магнит притягивает только железные предметы).

Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете первый конверт и мы движемся дальше.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• песок в контейнерах, лупы;

• магниты по количеству детей;

• трубочки для коктейля по количеству детей;

• железные и пластмассовые предметы.

2.2. Лаборатория «ВОДЫ»

Воспитатель:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лаборатории «Воды», где проводятся опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент 1. «Прозрачная вода»

Описание: На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. (Один ребенок поднимает банки и определяет, что одна тяжелее, вторая - легче). Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?

Воспитатель открывает банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой, тяжелая. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? (ответы детей). Вывод: вода имеет вес, не имеет цвета, запаха.

Игра «Узнай и назови»(рассматривание картинок через банку).

Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде? Вывод: вода не имеет цвета.

Эксперимент 2. «Окрашивание воды».

Задачи: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть в воде 2-3 предмета (Игра «Узнай и назови», выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная).

Воспитатель: Ребята, как можно окрасить воду? (добавить краску в воду). Воспитатель предлагает окрасить воду детям (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (в стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной). Какой мы можем сделать вывод? (некоторые вещества растворяются в воде).

Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете конверт и мы движемся дальше.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• две прозрачные банки (одна заполнена водой);

• предметные картинки;

• стаканы с водой;

• краски.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Дети подходят к воспитателю).

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились

В Чародеев превратились

Колдовать мы начинаем

Пальчиками поиграем

Воспитатель: Немного отдохнули, и я предлагаю продолжить наше путешествие.

2.3. Лаборатория «СВЕТА»

Воспитатель:

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошёл,

Значит, день пришёл. (Свет)

Воспитатель: В лаборатории «Света» проводятся опыты со светом. Проведем эксперимент? (ответы детей).

Эксперимент «Свет повсюду»

Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Описание. Воспитатель предлагает детям определить, темно сейчас или светло? Какое время суток? (ответы детей, объяснение своего ответа). Что сейчас светит? (солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (луна, костер).

Опыт «Волшебный сундучок»

Задачи: Показать значение света, в темноте предметы не видны.

Описание: Воспитатель обращает внимание детей на сундучок с прорезями, который стоит на столе, в нем что-то лежит.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что в сундучке? Почему вы не можете увидеть? (потому что в сундуке темно, нет света).Открыть сундучок, проверить, что при свете предмет видно. Это ключ. Какой мы можем сделать вывод? (в темноте предметы не видны).

Игра «Свет бывает разный». Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы : природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Воспитатель: Молодцы, Ребята. Вы выполнили все задания на этом этапе, получаете следующий конверт и мы отправляемся к финишу.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;

• картинки с изображениями источников света;

• сундучок с прорезями;

• несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Я думаю вы пополнили свои знания о воде, песке и свете. Вспомнили все, что мы изучали на занятиях и благополучно добрались к финишу.

Давайте посмотрим, что же находится в конвертах. Посмотрите, какой сюрприз приготовил для нас гном. Здесь картинки. Что на них изображено? (Как люди загрязняют воду, песок и что нужно сделать, чтобы этого не происходило). Я предлагаю сделать из этих картинок коллаж - напоминание о том, как люди должны вести себя в природе и охранять природные ресурсы.

Воспитатель дарит всем детям эмблемы «Юный исследователь».

Воспитатель: В каждом маленьком ребенке есть по тысячу вопросов

«Что?», «зачем?» и «почему?»!

Надо всё ему измерить,

И на опыте проверить.

Пересыпать и понюхать,

Чтоб узнать все «почему»!

То, что в жизни неизвестно- это очень интересно,

Сделать опыт, догадаться,

И ответом удивить!

И вы ребята теперь настоящие исследователи.

Рефлексия и подведение итогов

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие в лабораторию? (Ответы детей.).

Воспитатель: А что интересного вы узнали и что больше всего вам понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу, давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они пришли к нам в гости.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе как часть проекта» Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность-как часть проекта». Всем давно известно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты»Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе с использованием проблемных ситуаций «Юные исследователи»
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 17:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе с использованием проблемных ситуаций «Юные исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Арещенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД