Матвеева Мария Александровна
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Удивительная почва»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с составом почвы.
2. Расширять знания детей о свойствах почвы.
3. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы.
4. Развивать навыки исследовательской деятельности; познавательную активность; любознательность; логическое мышление, речь;
5. Расширять кругозор;
6. Активизировать словарный запас детей.
7. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру;
8. Воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе „Удивительная почва“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
9. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.
Ход НОД
Ребята, я вам сегодня что-то принесла, а о чем пойдет речь вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
– Отгадайте загадку:
Рыхлый слой и плодородный,
Не оставит всех голодным,
Лишь с посадкой поспешишь,
И работу совершишь.
Прокопаешь и польёшь,
Сорную траву найдёшь,
Выкопаешь урожай —
Им соседей поражай!
Д. - Земля (Почва)
С почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва? Сегодня мы с вами об этом поговорим.
Приглашаю посмотреть презентацию
В. – Нашу обычную почву называют волшебной, как вы думаете почему?
Д. - Почва кормит и поит растения.
В. – Как она нас кормит?
Ответы детей.
В. - Как радует нас почва?
Д. - Цветами, зеленой травой.
В. – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
В. -Как называется такая почва?
Д. - Глинистая.
В. - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.
В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
В. - Какого цвета верхний слой земли?
Д. - Темного.
В. – Это плодородный слой земли.
В. - Какого цвета следующий слой земли?
Д. - Желтого.
В. - Как вы думаете, что это?
Д. - Песок.
В. – Дальше мы видим изображение подземных вод.
В. – Каким цветом изображена вода?
Д. - Голубым.
В. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?
Д. – Рыжим.
В. - На таблице еще изображены те, кто в земле живут.
В. - Кто живет в земле?
Д. – Червяки, кроты, жуки.
Мы с вами посмотрели какая бывает почва, кто в ней живет. А теперь я вам предлагаю познакомиться со свойствами почвы. А где мы это сможем сделать? (В лаборатории).
Физкультминутка.
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Опыт №1. Из чего состоит почва
Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.
Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).
Какими же свойствами обладает почва?
Опыт 2. Сравнение сухой и мокрой почвы.
Педагог предлагает детям положить немного почвы в тарелочку и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.
Почва впитывает воду как губка.
-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?
Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая) Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).
-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.
Опыт № 3. Воздухопроницаемость, т. е есть ли в земле воздух.
В. - Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
В. – Что вы наблюдаете?
Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Т. К. вода тяжелее воздуха, вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды, смешался с окружающим нас воздухом.
В земле есть воздух.
Опыт № 4. Водоприницаемость
В. - Только что мы убедились, что в почве есть воздух.
Опыт по водопроницаемости и удерживанию влаги. Для этого нам нужна воронка, ватный диск и стаканчик с водой.
Вода проходит через почву, значит она водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, которое необходимо для роста растений
Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (свет, влага, воздух). А чем питается растение и где берет питание? (Презентация 8 слайд)
Растение живое и ему нужен свет, воздух, вода и питание.
Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. Мы с вами выяснили, что в нашей почве есть вода? Воздух? Перегной (питание).
Что мы можем сказать о нашей почве она плодородная или нет? Смогут в ней расти растения? А давайте мы с вами это проверим.
Я вам предлагаю посадить сегодня микрозелень, за которой вы будете ухаживать и наблюдать в течении недели, точно ли наша земля является плодородной.
Предлагается рассмотреть алгоритм посадки цветка. (Презентация 9 слайд)
Опыт № 5. Посадка микрозелени
Детям предлагается подойти к столу взять по горшочку с землей и посадить семена.
В горшок предлагается вставить маркер с именем ребенка.
Завести дневник наблюдений за ростом растений (микрозелени)
Мы сегодня много говорили о почве.
Что вы узнали нового о почве? (Ответы детей)