Елена Федосенко
Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»
Цель: Сформирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развивать интерес к исследованию природы;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д.);
Формировать способность к начальным формам обобщения, умозаключения;
Воспитывать правильное отношение к объектам и явлениям природы;
Познакомить с различными свойствами воды, ее взаимодействием с температурным режимом и изменением состояния в зависимости от нее.
Опыт № 1 «Помощница вода»
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по теме „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель: Использование знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Оборудование: банка с легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчик.
Эксперимент: перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Опыт № 2 «Умная галка»
Цель: познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Оборудование: мерная емкость с водой, камешки, предметы в емкости.
Эксперимент: перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев) выполняют ее. Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.
Опыт № 3 «Какие свойства?»
Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Оборудование: емкость со снегом, водой, льдом.
Эксперимент: взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, т. к. лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
Опыт № 4 «Куда делась вода»
Цель: демонстрация процесса перехода воды из жидкого состояния в газообразное. Показать, что пар занимает больше места, чем вода.
Оборудование: пробирка, картофельная пробка, бельевая прицепка.
Эксперимент: налить полпробирки воды и закрыть картофельной пробкой, отметить уровень воды. Нагреть пробирку на слабом огне. Перед детьми ставится задача наблюдать за происходящим в пробирке. Сначала появляются пузырьки, их становится все больше. Они быстрее проскакивают через воду. Затем пробка с шумом вылетает из пробирки. Сравнить уровень воды после опыта (воды стало меньше). Во что она превратилась? (в пар). Почему вылетела пробка? (вода закипела, пара становилось все больше, ему стало тесно и он вытолкнул пробку).
Вывод: при нагревании вода испаряется и превращается в пар. Пар занимает больше места, чем вода.
Опыт № 5 «Какая у воды форма?»
Цель: сформировать понятие, что вода – это жидкость, она принимает форму сосудов, в которые налита. Показать разницу между сыпучими веществами и жидкостями.
Оборудование: баночки разного размера из стекла, глубокое блюдце, чайная ложка, ведерко с песком.
Эксперимент:
а) Перед детьми ставится задача: взять самую узкую баночку, наполнить ее водой. Затем перелить эту воду в самую широкую баночку. Что происходит, если переливать воду в посуду разной формы? Дети делают вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Потому что вода – это жидкость.
б) Перед детьми ставится задача сравнить свойства жидкости и сыпучего песка, найти отличия. Насыпать в формочку сухого песка, затем пересыпать в ведерко. Дети делают вывод: песок тоже принимает форму того сосуда, в который его насыпают, меняет форму. Значит, песок это жидкость. Затем предложить высыпать песок из ведерка на стол. Что видите? (ложится горкой). Опрокинуть стакан с водой. Что видите? (растекается).
Вывод: значит это разные вещества. Вода – жидкость. Песок – сыпучий, он не растекается, не исчезает, лежит себе кучкой.
Опыт № 6 «Какого цвета вода»
Цель: сформировать понятие «Бесцветная вода».
Оборудование: два одинаковых стакана, вода, молоко, цветные карандаши, лист бумаги.
Эксперимент: предложить детям на листе бумаги нарисовать цветными карандашами какую-нибудь картинку. Поставить на картинку стакан с водой. Рассмотреть ее сверху. Что обнаружили? Через воду рисунок виден. Затем поставить на то же место стакан с молоком. Что обнаружили? Через молоко рисунок не виден.
Вывод: вода прозрачная, а молоко непрозрачная жидкость. Молоко белого цвета, а вода без цвета – бесцветная.
Опыт № 7 «Как сделать, чтобы вода стала непрозрачной»
Цель: показать, что воду можно сделать непрозрачной, если растворить в ней красящие вещества.
Оборудование: баночка с водой, маленький гвоздик на нитке, чистая кисточка, акварельные краски, тонкая палочка.
Эксперимент: гвоздик на нитке привязать к палочке и опустить в банку с водой. гвоздик хорошо виден в банке, т. к. вода прозрачная. Затем предложить детям намочить кисточку и окунуть ее в краску любого цвета, добавляя все больше и больше краски, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Отметить момент, когда гвоздик станет совсем невидим.
Вывод: нам удалось уменьшить прозрачность воды, так что в ней не видно стало гвоздика. Это произошло в результате растворения краски в воде. Вода из бесцветной и прозрачной стала цветной и не прозрачной.
Опыт № 8 «Поймай невидимку»
Цель: показать детям, что в комнате всегда есть мельчайшие капельки воды. Но их не видно. А поймать и увидеть их можно, если нагреть или охладить воздух.
Оборудование: холодное блюдце из холодильника, ложка, чайник с горячей водой.
Эксперимент: поднести к носику чайника, из которого идет пар, холодное блюдце. Детям предлагается наблюдать и рассказывать, что происходит. Блюдце становится мокрым, с него начинают стекать капли воды, в ложку. Пробуем. Что это на вкус? (вода). Как она туда попала, ведь блюдце было сухое и пустое. Вывод: пар превратился в воду при соприкосновении с холодным блюдцем. Воспитатель делает обобщающий вывод: вода в виде пара есть и в комнате и на улице в воздухе. Она не видна, но когда изменяется температура воздуха, то пар превращается в капельки воды и становится виден. Так летом получается роса, а осенью – туман.
Опыт № 9 «Разные состояния воды»
Цель: дать понятие о том, что при изменении температуры воздуха изменяется и состояние воды. Вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Оборудование: блюдце с водой.
Эксперимент: налить в блюдце немного воды из-под крана, поставить на 2-3 часа в морозилку. Что получилось? (вода замерзла и превратилась в лед). Лед течет? (нет). Значит это твердое тело. Сохраняет форму (да).
Вывод: при низкой температуре жидкость замерзает и превращается в твердое тело.
Перенести блюдце с льдинкой на стол. Что наблюдаем? (лед тает и снова превращается в воду) Почему это происходит? Изменилась температура воздуха! Лед в тепле тает и превращается в жидкость. Он течет и изменяет свою форму.
Оставить блюдце с водой около батареи. Что видите? (воды осталось совсем немного). Куда делась вода из блюдца? (исчезла, испарилась). Почему это произошло? (потому что у батареи очень тепло).
Итак, как меняет свое состояние вода? Она может быть жидкой, твердой и газообразной. Почему она меняет свое состояние. От чего это зависит? (от температуры).
Итак, какой можно сделать вывод. Если мороз – вода будет твердой, если жара – газообразной, а при нормальной температуре вода – это жидкость!
Опыт № 10 «Почему нельзя есть снег»
Цель: показать детям, что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по пути собрал эти частички – испачкался. Зато воздух после снегопада становится чистым.
Оборудование: чистое блюдце со снегом.
Эксперимент: оставить блюдце со снегом на некоторое время в тепле. Что видите? (снег растаял, превратился в воду. На дне блюдца лежит грязь, соринки). Откуда они взялись в блюдце? Ведь блюдце и снег были белыми и чистыми?
Итак, какой можно сделать вывод. Снег и снежинки собирают пыль и грязь, когда они таят, то все это опадает на дно. Поэтому снег нельзя есть.
Опыт № 11 «Как растянуть воду или можно ли из меньшего получить большее»
Цель: показать, что вода при замерзании расширяется, превращаясь в лед и лед занимает больше места.
Оборудование: формочка, банка с водой, фломастер.
Эксперимент: на внутренней стороне формочки сделать пометку – черточку. Налить воды из банки. Уровень воды должен совпадать с пометкой. Поставить формочку в морозилку на 2-3 часа. Достать формочку. Попробуйте отыскать пометку. Ее нет, не видно. Оставить формочку со льдом в тепле. Что видите (лед растаял, превратился в воду и отметка снова стала видна).
Вывод: лед занимает больше места, а вода при его таянии меньше.
Опыт № 12 «Почему лед не тонет»
Оборудование: кусочки льда, ведерко с водой.
Эксперимент: бросьте льдинку в воду. Что вы видите? (Лед не тоне, он плавает). Почему лед не тонет? (он легче воды). Что видите во время таяния (пузырьки воздуха).
Вывод: лет состоит из воды, но намного легче ее, поэтому не тонет. А происходит это потому, что при замерзании вместе с водой оказываются крошечные пузырьки воздуха. Они и не дают льдинке утонуть. Поэтому весной лед плавает, а не тонет по реке.
Опыт № 13 «Эксперимент на «плавучесть»
Цель: познание на ощупь свойства вещества - «плавучесть».
Оборудование: глубокий таз с водой, набор вещей из разного по составу материала: железо, бумага, дерево, камень, полиэтилен, пенопласт.
Эксперимент: помещаем по очереди предметы в воду, делаем пометки в таблице.
Железо не плавает, тонет.
Бумага сначала плавает, потом тонет.
Дерево плавает.
Камень не плавает тонет.
Полиэтилен плавает.
Пенопласт плавает.
Вывод: плавучие материалы дерево, пенопласт, полиэтилен.