Ольга Гарбуз Филатова
Опытно-экспериментальная деятельность с элементами математики и ИЗО в средней группе «Мыльная история». Свойства мыла
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность
с элементами математики и ИЗО
в средней группе ДОУ
Тема: «Мыльная история»
Программное содержание:
* Познакомить и экспериментально проверить свойства мыла (оно твердое, гладкое, в мокром состоянии оно скользкое; в мыльной воде появляются пузыри, они легкие, летают, переливаются на свету).
* Учить проводить элементарную опытную деятельность, придерживаясь правил безопасности. Продолжать учить делать выводы.
* Формировать представление о профессии мыловара.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с элементами математики и ИЗО в средней группе „Мыльная история“, Свойства мыла» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
* Знакомить с полезными для человека свойствами ромашки – защита от воспалений и укрепление. Дать представление о пользе детского мыла с ромашкой.
* Расширять словарный запас детей: мыловар, отвар, пениться, выдувать. Учить детей подбирать прилагательные, описывающие мыло и пузыри.
* Развивать зрительное и тактильное внимание.
* Создать положительный эмоциональный фон в подгруппе детей.
Дидактический и игровой материал
Старинное изображение мастеров-мыловаров, изображения материалов для мыловарения и разных видов мыл, игра «Танграмм» в конверте с разрезанным изображением ромашки, поднос с 3-4 видами твердого мыла, клеенка, большой таз с тёплой водой, маленький таз с водой, жидкое мыло, стакан с трубочками по количеству детей, несколько ручных полотенец, «дневники исследователя» по количеству детей, фломастеры, мыльные пузыри по количеству детей.
Методы работы
- загадки, потешки (художественное слова и УНТ,
- мини-беседа, вопросно-ответные формы общения,
- опытное экспериментирование с мылом и водой (поисково-исследовательский метод)
- физкультминутка (динамическая пауза,
- рассматривание иллюстраций, изображений,
- игровая релаксация,
- зарисовка опытов,
- подведение итогов совместно с детьми.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня будет неожиданное и даже немного фантастическое занятие. Любите волшебство?
Тогда внимательно послушайте вот такую загадку!
Гладкое, скользкое,
Часто овальное.
Встретиться может нам
В умывальной.
Полотенца нашего –
Он хороший друг.
Враг микробов, грязи
И немытых рук!
Дарит чистоту и пену,
Уменьшаясь постепенно…
В. : Скажите, пожалуйста, о чём эта загадка? (ответы детей)
Всё верно. Это мыло. Вот оно. (поднос с твердыми кусочками)
Какое оно? (твердое, гладкое, душистое)
А вы знаете, раньше-то его совсем не было… И есть про это история старинная. Приготовьте ладошки – сейчас мы ее расскажем вместе…
Жили-были на нашей Сибирской земле особые мастера – МЫЛОВАРЫ.
Как вы думаете, почему их так назвали? (ответы детей) Верно. (показываю движения руками, как варят в большой посуде, дети повторяют). Вываривали они волу, за оставляли на время остыть чаны свои с мылом. (Показываю, как будто накрываю тканью). А когда время приходило, нарезали ножами большими да острыми эти огромные мыльные куски. (Показываю движения вдоль и поперёк/, дети повторяют) Делали кусочки маленькие. (Движения, как лепят пирожки) Чтоб в руке удобно держать было. Так людей от грязи да болезни и спасали.
Так до сих пор они и варят для нас мыла разные. Не забывают и про деток – для них специальное мыло придумали – с отваром одного цветка. А какого – вы сейчас отгадаете сами. Проходите за этот медицинский стол. Перед вами конверт, там лежит изображение цветка.
Все его знают,
Летом видят, когда гуляют,
В букеты собирают,
Да по лепесткам гадают! (Ромашка)
Верно! Соберут знающие люди такие цветы лекарственные, сделают отвар, да мыловарам приносят. Чтоб мыло ароматным да душистым было! (предлагаю понюхать разные кусочки).
В. : Не устали мыло варить -O-
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе
Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх
И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте
Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте
И его нам не поймать! - разводят руки в стороны
В. : Детки, вы хотите узнать о мыле что-то новое? (Да). тогда я приглашаю вас в нашу необычную мыльную лабораторию. Готовы? Надевайте фартуки (как будто, перчатки, прозрачные очки… Проходите вот к этому столу!
Проведем первый эксперимент.
Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (она теплая, прозрачная).
Делают быстрые движения руками в воде.
В. : Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха, они быстро исчезают)
Второй эксперимент.
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.
В. :Каким оно стало? (скользким).
Натирают мокрую губку мылом и погружают ее в воду, отжимают.
В. : Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена).
Пузырило пенится
На Водице женится.
По ладоням катится-
Грязь в испуге пятится.
В. : Только будьте осторожны… Кто подскажет почему мы бережем от него глаза? (Ответы детей) Верно. мыльная пена вызывает жжение - глаза надо беречь!
В. : Ребята играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит/, если подуть на мыльную пленочку? Правильно. В ней появляются большие пузыри.
Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.
В. :Что происходит теперь? (Из трубочки появляется мыльный пузырь). Какой он, расскажите! Тк, помогайте… точно, он легкий, переливается на свету, с радужными полосками. А теперь погружаем конец трубочки в воду и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? Верно! Стало много мыльных пузырей!
В. : А сейчас я предлагаю вам сделаем ваши зарисовки опытов и рассказать, что же нового и интересного вы узнали сегодня!
(сухое мыло гладкое; мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку; появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри; они легкие и могут летать).
В. : Молодцы, ребята! Сегодня из вас получились отличные исследователи!
Рефлексия