Татьяна Себелева
Опытно экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Себелева Т. Ю. воспитатель МБДОУ ДС «Дружба» г. Волгодонска
Ростовской области.
В последнее время все чаще упоминается и распространяется информация о проектах и проектной деятельности в образовательном профессиональном окружении. Проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Технология проектной деятельности в экологическом образовании детей играет важную роль в их творческом активном развитии и направлена на формирование таких качеств личности как открытость причастность, активность, а так же развивается воображение, память, речь, стимулирует к реальной деятельности.
Публикация «Опытно экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В практико-ориентированной работе я использую проектную деятельность.
Для создания проекта была обозначена проблема: «Как помочь Незнайке стать ученым?»
Дети предложили решение – научить Незнайку наблюдать и проводить опыты.
Так появилась тема нашего проекта: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы изучаем и Незнайке помогаем».
Тип проекта обозначился как познавательно игровой, по длительности краткосрочный - 2 месяца (февраль – март).
Целью проекта стало формирование интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию.
Актуальность проекта заключается в развитии исследовательских способностей ребенка. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Одним из основных факторов в формировании детской экологической культуры является развивающая среда группы. Для развития познавательной активности детей усилиями педагогов создан многофункциональный экологический центр «Почемучки». Совместно с детьми и их родителями был собран природный материал: перья, песок, почва, различные семена, ракушки, камни. Предложено для применения следующее оборудование: песочные часы, магниты, увеличительные стекла, измерительные приборы все это играет особую роль в экологическом образовании детей.
Для начала совместно с детьми обсудили все интересующие их вопросы. Продумали и обговорили где и откуда можем почерпнуть интересующую информацию. Это могут быть книги, энциклопедии, интернет, разговор с родителями. Далее начали работу с данной информацией. Добыли «неопровержимые» факты, которые указывают на правильность наших действий, проводили опыты, эксперименты, различные акции, сделали фотографии. И только лишь, когда вся информация была собрана, обработана, нами был сделан вывод проделанной работы.
Юные исследователи проявляли свои способности в мини-лаборатории. В ней воспитанники превращались в «ученых». Вместе с детьми средней группы проводились различные опыты и эксперименты на тему : «Какой бывает вода?». Наши ребята проводили настоящие опыты с водой, узнавали, что вода не имеет цвета, но ее можно окрасить, не все вещества растворяются в воде, где быстрее растает лед. Познакомились со способами выращивания снежинки, образовывали кристаллы из поваренной соли. Наблюдая за водой, мы открывали для себя много нового. Особенно было интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знали, что дождь, пар, лед, снег — это вода. Радости их не было предела, когда в процессе опытнической деятельности пришли к выводу о разных агрегатных состояниях воды.
Узнали, что воздух не видим, но он окружает нас, убедились, что с помощью воздуха можно двигать предметы. Каждый ребёнок имел возможность провести опыт самостоятельно. В уголке природы дети приобретали базовые экологические знания через систематические наблюдения за комнатными растениями, наблюдали, проводили эксперименты с растениями. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как рост и вид растения зависят от тепла в помещении (во время выращивания рассады, проращивания семян для нашего огорода, узнают о размножении растений, расширяют знания о пользе света, тепла, почвы в их жизни.
Природный материал также находит своё применение в творческой деятельности детей. Знакомясь со свойствами воды, дети самостоятельно делали раствор для мыльных пузырей, а потом мы проводили шоу мыльных пузырей. Свойства воздуха использовали для рисования картин, используя технику раздувания красок через трубочку. Опыты с таким явлением, как «свет», завершили игрой с «солнечными зайчиками» и т. д
Для успешного осуществления проекта в совместную работу активно привлекались мамы и папы детей группы. Благодаря заинтересованности, фантазии, креативному творчеству родителей был создан выпуск группового журнала «У нас тут классно» по теме «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы изучаем и Незнайке помогаем». Провели анкетирование для родителей: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде. Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?», консультацию для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». В ходе совместной работы решаем задачи по формированию экологической компетентности и природоохранной деятельности в деле воспитания детей.
Важным этапом в завершении проекта является его презентация. дети демонстрируют полученные результаты, свое творчество, поделки родителям, своим сверстникам, работникам детского сада, гостям. В ходе презентации они отвечают на вопросы. Каждый ребенок имеет возможность побыть зрителем, экспертом.
Такое партнерское взаимодействие детей, педагогов, родителей по созданию и реализации проекта способствовало развитию у наших ребят активности, самостоятельности, умения принимать решение, стремления к достижению целей.
Таким образом, широко используя в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста технологию проектной деятельности, мы расширяем их творческую активность через разнообразные формы работы с детьми, открывая новые возможности в формировании собственного жизненного опыта, исходя из детских потребностей и интересов личности ребёнка.
Список литературы и источники.
Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет /Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012г -77с
Дергунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно методическое пособие / В. А. Дергунская – М: Центр педагогического образования 2012г -144с
Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Средний дошкольный возраст. Учеб. пособие /И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир –М Педагогическое общество России 2013г -80с
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду М. 2016г
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. «Конспекты занятий» М: Мозаика –Синтез 2010г