Ирина Степаненко
Опытно исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Экспериментирование в детском саду
"Расскажи – и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму"
Китайская пословица
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «Опытно исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста, Экспериментирование в детском саду» размещена в разделах
Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Актуальность:
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Участники экспериментальной деятельности:
Дети разновозрастной группы, воспитатель Степаненко И. Ю.
Цель:
Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с разными веществами и предметами.
Задачи:
1. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства предметов.
2. Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
5. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
7. Воспитывать любовь к природе.
В настоящее время я продолжаю работу с детьми по экспериментированию, пополняем материалы мини-лабораторий, дополняем необходимые схемы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению проблем, задач, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной желанием познать неизвестное](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692312.jpg)
Опыт №1. «Вода в разном виде»
Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить,как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Предметы окружающие малышей являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692349.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Актуальность В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения умозаключения абстракции](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692378.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Участники экспериментальной деятельности Дети разновозрастной группы воспитатель Степаненко И](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692441.jpg)
Опыт № 2 "Огород на подоконнике"
Кратосрочный проект, в ходе которого дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, научились подмечать красоту растительного мира.
Устанавливание связей: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Цель Формирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692690.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Исследовательская деятельность исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с разными веществами и предметами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692746.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства предметов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692835.jpg)
Опыт №3 "Верни обратно"
Педагог предлагает рассмотреть соль и сахар, сравнить их определить их свойства (сладкй, соленая, сыпучие, белые, без запаха, а затем растворить их в воде. Спрашивает можно ли вернуть их обратно в сыпучее состояние. каким образом можно это сделать? Отфильтровать. Вода вместе с веществами протекает сквозь марлю. Удалить воду? Как можно удалить воду? Вода может испариться. для этого ее оставляем на несколько дней на солнце. Делаем выводы. Соль полностью вернулась в свое прежнее состояние. Сахар остался липким слоем.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622692927.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Опытно экспериментальная деятельность опытным путем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622693005.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Обогащать словарный запас детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622693067.jpg)
Опыт № 4 "Может ли вода течь вверх"
Воспитатель предлагает детям исследовать свойство воды (текучесть, для яркости опыта окрашиваем воду. Вспомогательными материалами являются прозрачные одноразовые стаканчики и бумажная салфетка, скрученная жгутом. Вода, пропитывая салфетку поднимается вверх, а затем в другой стаканчик, пока уровень воды не станет одинаковым в обоих стаканчиках.
делаем выводы.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622693142.jpg)
Опыт №5 "Изучаем жизнь улиток Ахатинок"
Педагог вместе с детьми открывает секретную коробочку! А там! Маленькие улиточки! Теперь это питомцы нашей группы. Но у нас сразу возникло много вопросов, где они будут жить? Как она называется? Что улитки кушают? Как за ними ухаживать? Мы решили найти ответы на все вопросы и узнали много интересного о наших питомцах.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622693273.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Воспитывать любовь к природе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622693349.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 В настоящее время я продолжаю работу с детьми по экспериментированию пополняем материалы мини лабораторий дополняем необходимые схемы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622693414.jpg)
Опыт №6 "Песочные истории"
Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его. Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки). В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим «соседкам». Сухой песок не прилипают друг к другу.
Добавьте в тарелку с песком воды. Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок между песчинками.) Каким стал песок? (мокрый влажный). Попробуйте мокрый песок посыпать. Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Ставим перед собой цель подготовить детей к школе способных к творческому решению проблем задач способных к смелым высказываниям предположениям поиску путей решения выхода из ситуации](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2390493-1622693464.jpg)
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Наши дети - это активные деятели. Думаю, что это поможет им на пороге школьного обучения.