Ирина Степаненко
Опытно исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Экспериментирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
"Расскажи – и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму"
Китайская пословица
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «Опытно исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста, Экспериментирование в детском саду» размещена в разделах
Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Актуальность:
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Участники экспериментальной деятельности:
Дети разновозрастной группы, воспитатель Степаненко И. Ю.
Цель:
Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с разными веществами и предметами.
Задачи:
1. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства предметов.
2. Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
5. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
7. Воспитывать любовь к природе.
В настоящее время я продолжаю работу с детьми по экспериментированию, пополняем материалы мини-лабораторий, дополняем необходимые схемы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению проблем, задач, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.
Опыт №1. «Вода в разном виде»
Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить,как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
Опыт № 2 "Огород на подоконнике"
Кратосрочный проект, в ходе которого дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, научились подмечать красоту растительного мира.
Устанавливание связей: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
Опыт №3 "Верни обратно"
Педагог предлагает рассмотреть соль и сахар, сравнить их определить их свойства (сладкй, соленая, сыпучие, белые, без запаха, а затем растворить их в воде. Спрашивает можно ли вернуть их обратно в сыпучее состояние. каким образом можно это сделать? Отфильтровать. Вода вместе с веществами протекает сквозь марлю. Удалить воду? Как можно удалить воду? Вода может испариться. для этого ее оставляем на несколько дней на солнце. Делаем выводы. Соль полностью вернулась в свое прежнее состояние. Сахар остался липким слоем.
Опыт № 4 "Может ли вода течь вверх"
Воспитатель предлагает детям исследовать свойство воды (текучесть, для яркости опыта окрашиваем воду. Вспомогательными материалами являются прозрачные одноразовые стаканчики и бумажная салфетка, скрученная жгутом. Вода, пропитывая салфетку поднимается вверх, а затем в другой стаканчик, пока уровень воды не станет одинаковым в обоих стаканчиках.
делаем выводы.
Опыт №5 "Изучаем жизнь улиток Ахатинок"
Педагог вместе с детьми открывает секретную коробочку! А там! Маленькие улиточки! Теперь это питомцы нашей группы. Но у нас сразу возникло много вопросов, где они будут жить? Как она называется? Что улитки кушают? Как за ними ухаживать? Мы решили найти ответы на все вопросы и узнали много интересного о наших питомцах.
Опыт №6 "Песочные истории"
Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его. Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки). В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим «соседкам». Сухой песок не прилипают друг к другу.
Добавьте в тарелку с песком воды. Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок между песчинками.) Каким стал песок? (мокрый влажный). Попробуйте мокрый песок посыпать. Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Наши дети - это активные деятели. Думаю, что это поможет им на пороге школьного обучения.