Наталия Гриценко
«Планирование и организация здоровьесберегающей деятельности педагога» (опыт работы)
Проработав воспитателем в дошкольном учреждении 12 лет, я наблюдаю, как ухудшается состояние здоровья дошкольников, что вызывает серьезную тревогу. Я считаю, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет, а это в большей степени среда ДОУ. Решая проблему здоровья, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Хотелось еще раз изучить содержание физического воспитания для осознания того, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методики физического воспитания. Проанализировав это, можно увидеть, что задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания, как средства оздоровления ребенка. Слайд№2.
Публикация «„Планирование и организация здоровьесберегающей деятельности педагога“ (опыт работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Опыт работы, практика
- Планирование. Планы работ
- Темочки
В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства – литературу, фольклор, кинофильмы, мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Выделенные средства можно группировать следующим образом:
1. Гигиенические и социально-бытовые факторы:
—> режим —> сон —> питание и игрушки —> одежда —> обувь —> инвентарь Слайд№3
Соблюдение требований личной и общественной гигиены, вызывает у ребенка положительные эмоции, а это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность.
2. Естественные силы природы:
—> солнце —> воздух —> вода Слайд№4
Они являются важным средством укрепления здоровья. Вода очищает кожу от загрязнения, солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина “Д”. Это закаливание организма, обогащение крови кислородом.
3. Физические упражнения:
—> спортивно-подвижные игры —> гимнастика —> праздники-развлечения —> простейшие виды туризма Слайд №5
Это способствует развитию способности переносить статистические нагрузки, формируется умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесбережению детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
В своей работе с детьми я планирую здоровьесберегающие технологии по следующим 3-м направлениям: Слайд №6
• Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
• Технологии обучения здоровому образу жизни.
• Коррекционные технологии.
Эти технологии я стараюсь отразить в своём ежедневном календарном планировании воспитательно-образовательной деятельности.
При приёме детей прежде всего планирую встречи - касания, настрой на добро. Обязательным элементом включаю утреннюю гимнастику (в теплое время года на свежем воздухе). Слайд №7
Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
• Ритмическая гимнастика
• Гимнастика состоящая из хороводов
• Сюжетные танцы
• Обыгрывание сюжетного стихотворения
• Подвижные игры
• Оздоровительный бег
• гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
• оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
• гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Перед занятиями:
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга я планирую пальчиковую гимнастику. Слайд№8.
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. А так же развивающие игры на развитие мелкой моторики пальцев рук («Прищепки», «Шнуровки», игры с природным материалом и т. д.) Одним из элементов технологии сохранения и стимулирования здоровья является артикуляционная гимнастика. Слайд №9.
Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т. е. тем, у которых «каша во рту». Артикуляционную гимнастику для дошкольников я планирую в игровой форме (автор Н. В. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика».) Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. Продолжительность 5-7 мин.
Так же перед занятиями я планирую логоритмическую работу с детьми. Слайд №10
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач (авторы Картушина М. Ю., О. А. Новиковская).
Во время занятий в обязательном порядке планирую физминутки, включая в них физические упражнения, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику. А так же между занятиями провожу динамические паузы. Слайд №11
Во время прогулки планирую :
оздоровительная ходьба; бег; от 2 до 4 подвижных игры с правилами разной интенсивности (в зависимости от возраста, с разными видами движений; физкультминутки; игры с мячами, с прыгалками, в классы, с обручами, с веревочками и т. д., катание на велосипеде, самокате, санках, лыжах, скольжение и т. д., лазание и метание. Слайд№12
Здоровьесберегающая деятельность до сна :
Чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело, я планирую такой элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья, как релаксация. Слайд№13
С этой целью в своей работе я планирую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма (методика американского психолога Э. Джекобсона).
Перед сном детей я планирую такой элемент коррекционной технологии, как технологию музыкального воздействия. В спальной комнате включается музыка из сборника колыбельных «Спи моя радость усни». Слайд№14
После сна:
Гимнастика пробуждения: различные упражнения в постели, на стульчиках; массаж рук, ступней ног; точечный массаж (по методике А. А. Уманской); упражнения на координацию; хождение и бег по рефлексогенной дорожке; босохождение; другие оздоровительные мероприятия. Слайд №15
Перед ужином:
воздушные ванны, водные процедуры, беседы по валеологии (использую чтение из цикла «Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой» И. Семёновой, а так же игровые ситуации из книги Алябьевой Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» Слайд №16
Вечер:
Подвижные и малоподвижные игры, дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем. Один раз в неделю я планирую такой элемент коррекционной технологии, как сказкотерапия Слайд №17 (Шорохова О. А. «Играем а сказку») Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания детей.
Индивидуальная работа с детьми : планируется
ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза) ; упражнения на координацию; элементы самомассажа для развития мелкой моторики пальцев рук (например с прищепками, счётными палочками); игры на снятие напряжения: «Шалтай-болтай», «Мороженое», «Дует легкий ветерок»; психогимнастические этюды; игры на развитие мелкой моторики; игры на концентрацию внимания и достижения цели: бросание мяча в цель, чередование подвижной и спокойной деятельности.
В своём планировании, в отдельной графе «Работа с родителями», я использую технологию валеологического просвещения родителей : папки-передвижки, информационные стенды, личные беседы, консультации, практические показы (практикумы) и др. формы работы. Слайд №18
В заключении, мне хотелось бы поделиться с вами практическим материалом, а именно, своим календарным планированием на неделю для детей среднего дошкольного возраста. Буду рада, если он поможет вам в качестве примера в вашей работе. Слайд №19