Людмила Сеничева
Опыт внедрения наставничества
▼ Скачать + Заказать документы
Прошедший 2023 год был ознаменован Годом педагога и наставника. Целью года было не только повышение статуса профессии педагога, но прежде всего признание особой общественной значимости результатов труда педагогов. Именно они закладывают прочный фундамент благополучия общества, передавая знания своим ученикам. Учениками становятся и дети, и молодые педагоги, и родители. Особую значимость приобретают наставники для молодых начинающих педагогов, которые пришли в профессию, имея хорошую теоретическую подготовку, но не всегда понимая, как знания применить на практике. В нашем образовательном учреждении актуальность внедрения целевой модели наставничества встала остро, когда в коллектив пришли молодые педагоги. Появилась необходимость заинтересовать и замотивировать их, чтобы они стали частью педагогического коллектива на долгие годы, чтобы их ресурсы расходовались рационально. Когда создавались наставнические пары, у меня были опасения, что большая разница в возрасте между мной и моей наставляемой будет мешать эффективному взаимодействию друг с другом, боялась, что взаимодействие может перейти к менторству, давлению с моей стороны, авторитаризму, как это часто бывает, к сожалению, во взаимоотношениях и со своими детьми. Как показала практика, опасения были напрасными: в нашей паре прекрасные рабочие, партнерские отношения, желание работать вместе дальше, отсутствие каких-либо недопониманий, много идей на будущую работу в команде.
Система работы в рамках наставничества, в том виде, в котором она существует сейчас, складывалась в нашем учреждении в течение многих лет. Сначала это было ситуативное наставничество, которое помогало решать текущие проблемы. С сентября 2022 года мы реализуем в своем дошкольном учреждении персонализированную программу наставничества педагогических работников. Ежегодно приказом заведующего утверждается персонализированная программа наставничества на новый учебный год, дорожная карта, состав наставнических пар. Все перечисленные документы разрабатываются участниками, включенными в процесс наставничества. На основе шаблона персонализированной программы каждая наставническая пара совместно со специалистами службы сопровождения составляет индивидуальную программу и план по ее реализации (дорожную карту). При заполнении шаблона программы учитывается итоговый мониторинг, который показывает, с какими дефицитами удалось справиться, какие еще требуют корректировки и доработки, а какие может быть возникли вновь. Наставнические пары формируются по принципу добровольности, на основе мониторинга базы данных наставников и наставляемых, рекомендаций педагога-психолога по психологической совместимости участников, включенных в процесс наставничества.
Анализ результатов мониторинга дефицитов наставляемых позволил определить стратегию их решения. В числе наиболее часто называемых дефицитов были:
- страх публичных выступлений;
- боязнь быстро не переключиться с одной темы на другую;
- боязнь неправильно ответить на вопрос родителей или детей;
- страх презентовать свои идеи и участвовать в публичном их представлении.
Корректировать эти дефициты нам помогли такие направления работы, востребованные и ставшие популярными среди нашей молодежи, как участие в театральном сообществе нашего учреждения, арт-терапевтические сессии с педагогом-психологом, театротерапия.
Театротерапия способна решать широкий спектр задач: нормализовать межличностные отношения, снимать стрессы и внутренние зажимы, эмоциональное напряжение после трудового дня, восполнять физическое здоровье, корректировать поведенческие реакции, избавлять от страха публичных выступлений, развивать артистичность, речи, словотворчество, но и просто помогает создавать хорошее настроение.
В нашем театральном сообществе все участники равноправные члены одной команды: педагоги со стажем и молодые специалисты, а иногда и наши воспитанники и даже родители. У каждого есть возможность предложить свою идею, проверить ее в исполнении. Диалоги персонажей очень часто не прописываются, а придумываются, мы учимся вместе импровизировать, фантазировать. В этом году мы открываем долгосрочный проект, в рамках которого хотим пригласить больше родителей к творческому сотрудничеству: создание мини-спектаклей, посвященных сохранению семейных традиций, семейному досугу.
Театр – это часть человеческой культуры, где каждый человек может проживать вместе с героями разные жизненные ситуации, переживать различные эмоциональные состояния, учится лучше чувствовать других и себя, получает новые эмоции и впечатления. Театр – это способ уйти от бытовых проблем в другую реальность, примерить на себя новую роль, открыть неизведанные грани своего характера, это своего рода позитивная трансформация, очищение.
Театротерапия способна решать широкий спектр задач: нормализовать межличностные отношения, снимать стрессы и внутренние зажимы, эмоциональное напряжение после трудового дня, восполнять физическое здоровье, корректировать поведенческие реакции, избавлять от страха публичных выступлений, развивать артистичность, речи, словотворчество, но и просто создает хорошее настроение.
Театротерапия – это всегда творчество, оно метафорично, работает на уровне символов, причем может даже не всегда осознаваться человеком (результат достигается раньше, чем осознается). Кроме того творчество – это всегда игра воображения, а игра – это всегда одна из самых первых и основных потребностей человека.
Игры и упражнения, которые применяются в театротерапии, очень помогают нам в работе не только непосредственно над созданием спектаклей, но и в нашей ежедневной практике. Особенно они актуальны для наших молодых специалистов, которые только начинают свой педагогический путь, и очень важно, чтобы их ресурсы сохранялись на долгие годы, расходовались рационально и пополнялся новыми запасами жизненной энергии. Чтобы собрать картотеку игр и упражнений, мы обратились к опыту специалистов по сценическому искусству, потому что деятельность воспитателя сродни деятельности актера.
В работе с нашими наставляемыми мы используем много разнообразных упражнений для совершенствования ораторского искусства: упражнение «Скороговорка», «Словесная импровизация», «Сочини историю», «Скажи по-другому», «Сочинялка», «Оптимист-пессимист», «Закончи знакомую тебе фразу» и многие другие. Все эти игры любимы и нашими воспитанниками, мы используем их для организации работы в совместной деятельности. Многие из предложенных упражнений стали основами для создания нами игр, в которые дети играют в детском саду и дома с родителями. Например, мы вместе с детьми изготовили игру «Кубики историй» в технике сторителлинга. Эта игра очень заинтересовала и родителей, для многих стала любимой. Мы часто используем ее на встречах с родителями в рамках мастер-классов, праздников, собраний. В нашем учреждении наставничество успешно осуществляется и в таком формате «воспитатель – родитель».
Вовлекая родителей в совместную деятельность, предлагаем разные формы сотрудничества и обмена информацией, интересные и доступные для них. Из-за отсутствия у родителей достаточного количества свободного времени для очных встреч, мы используем родительские чаты, хотя, на мой взгляд, это не всегда положительный способ и источник передачи информации, но технический прогресс неумолим. Я еще раз, хочу напомнить, что ничто не может заменить живое общение людей, особенно близких внутри семьи, поэтому мы даем родителям рекомендации по выбору игр с детьми, игрушек для их развития, книг для совместного чтения и многое другое. Есть у нас в группе и «почтовый ящик» для родительской почты, каждый родитель может написать то, что его волнует, интересует, обсудить какую-то проблему. Ведь только доверительные отношения делают сотрудничество плодотворным и успешным. Очные встречи с родителями проходят не только на родительских собраниях, но и на праздниках, мастер-классах, субботниках, индивидуальных консультациях и беседах, а также традиционных совместных «Веселых стартах», посвященных Дню защитника Отечества: папы вместе с детьми принимают участие в соревнованиях, а мамы делают красивые фотографии. Ежегодно в наше саду проходят субботники по благоустройству территории, в них принимают участие семьи воспитанников, дети испытывают особую гордость, что они вместе сделали что-то хорошее для детского сада. А какую радость испытывают дети, когда они вместе с родителями украшают весной клумбы цветами на своем участке, приносят пластиковые крышки, участвуя в акции и сохраняя природу!
Как хорошо быть вместе и рядом, говорить, играть, работать, учиться, делиться опытом и знаниями, получать от этого радость! Как здорово, что когда тебе очень нужно, с тобою может оказаться старший товарищ или ровесник, не важно, главное, чувствовать его поддержку и плечо! Мне очень повезло, что на моем жизненном пути всегда были рядом прекрасные наставники, любящие люди, которые открыли мне путь в жизнь и профессию – это моя мама и моя старшая сестра, моя воспитательница в детском саду и первая учительница, мои друзья и многие люди, которых я люблю и уважаю. Я счастливый человек!