Анна Ларионова
Развивающие интеллектуально-творческие игры в деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: «Развивающие интеллектуально- творческие игры в деятельности детей дошкольного возраста»
Слайд1
Актуальность
Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал «Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
Публикация «Развивающие интеллектуально-творческие игры в деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых педагогических технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.
Слайд 2
Основные направления деятельности дошкольного образовательного учрежденияопределеныФедеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :
• создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Одним из средств реализации данных направлений является создание эффективных условий для организации развивающих интеллектуально – творческих игр в деятельности детей дошкольного возраста.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи. Необходимо что бы у ребенка дошкольного возраста сложилась потребность в получении новых представлений, овладении умением мыслить.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Слайд 3
Поэтому главной целью моей работы стало интеллектуальное развитие ребенка через использование игровых развивающих технологий, таких как Палочки Кюзенера, Блоки Дьенеша.
Слайд 4 Задачи
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
• Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями;
• Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»
• Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
Слайд 5
Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем,предназначены для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры – занятия с блоками Дьенешапозволяют успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, также позволяют овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Блоки развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Слайд6
Развивающая игра, «Счетные палочки Кюизенера», разработана бельгийским математиком Джорж. Кюизенером. Она предназначена для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.
Слайд 7
В процессе работы определила следующие направления:
• подбор игровых технологий в формировании математических представлении детей дошкольного возраста (Палочки Кюзенера и логические блоки Дьенеша);
• составление перспективного плана работы по интеллектуальному развитию дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов
• подбор дидактических материалов и пособий, подбор дидактических игр, игр с правилами, направленных на развитие интеллектуальных способностей
• создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательных интересов, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка;
• разработка и внедрение методики проведения занятий по интеллектуальному развитию в процессе формирования математических представлений с использованием игровых приемов.
Слайд 8
Выделила следующие формы организации работы с детьми:
- специально организованное обучение в форме занятий по формированию элементарных математических представлений;
- совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах, строящаяся в непринужденной форме – игры, игровые упражнения, работа с альбомами (подгрупповая, индивидуальная работа);
- совместная самостоятельная деятельность самих детей;
- работа с родителями.
Слайд 9
Успешной реализации задач интеллектуального развития дошкольников помогло составление перспективного план работы с палочками Кюизенера блоками Дьенеша для второй младшей, средней, старшей группы. Разработана картотека игр и игровых упражнений, которые используются как на занятиях по математике, так и в совместной деятельности с детьми, предусмотренной циклограммой. Задания предлагаются в определённом порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребёнок плохо усвоил материал.
Слайд 10 - 11
При организации работы с развивающими играми эффективно использую наглядные пособия в качестве средств обучения - альбомы: «Дом с колокольчиками», «Праздник в стране блоков», «Вместе весело играть», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «На золотом крыльце» и др.
При планировании и организации занятий, игр, упражнений с целью активизации мыслительной деятельности, для повышения интереса у детей учитывала тематику совместной работы, придумывала различные игровые ситуации, каждая непосредственно образовательная деятельность была посвящена одной теме или сюжету, все части ее взаимосвязаны, дополняют друг друга или вытекают одна из другой и направлены на эмоциональное, речевое, интеллектуальное развитие ребенка. Например - Д/ игра: «Угадай палочку», «Поезд»
Слайд 12
Нашими гостями были сказочные герои, герои любимых мультфильмов, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине и цвету, использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. Например-занятие по математическому развитию в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша «Уроки тетушки Совы»
Слайд 13
В ходе занятий у детей старшего возраста начинаю вырабатывать первоначальные навыки и умения, необходимые для становления учебной деятельности : способность анализировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно.
На мой взгляд, необходимым условием, определяющим успешное математическое и интеллектуальное развитие, является моделирование проблемно-игровой ситуации, позволяющей соединить элементы познавательного, учебного и игрового общения, а также позволяющей ребенку занять субъективную позицию и обеспечивающей рост его самостоятельности и творчества.
Слайд 14
Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений способствовала совместная работа с родителями. Для этого я старалась заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, мастер-классы. Эффективным методом работы с родителями являлись консультации. Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давались советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные способности. Было проведено родительское собрание на тему «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте», где познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Был проведён мастер-класс на тему «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, как средство развития математических способностей дошкольника». Ряд консультаций для родителей на тему: «Как работать с палочками Д. Кюизенера дома», подготовила презентацию на тему: «Цветные палочки Д. Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша».
Таким образом, родители проникают в атмосферу нашей совместной с детьми деятельности, узнают важность использования развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, продолжают заниматься с детьми дома.
Слайд 15
Оценка результативности проведённой работы по интеллектуальному развитию дошкольников через использование игровых развивающих технологий осуществляется на основе диагностики
Таким образом, в результате проведённой работы у детей отмечается повышение уровня знаний в области математики, отмечается уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшилась память, внимание, развилась способность к умственным действиям, фантазия, воображение, мышление, что является составляющими компонентами интеллектуального развития дошкольников.
Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что увеличилось количество детей с высоким уровнем интеллектуального и математического на 45%,уменьшилось на 10 % количество детей со средним уровнем интеллектуального и математического развития, дети с низким уровнем отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств. Системная работа по интеллектуальному развитию дошкольников через использование развивающих игровых технологий позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности, сформированности элементарных математических представлений.
В заключении хочется сказать:
Использование игровых развивающих технологий позволяет решать важные задачи:
1. развития творческих способностей дошкольника - это развитие мысли, фантазии,логического мышления;
2. ребенок умеет устанавливать логические связи и закономерности на основе зрительно воспринимаемой информации
3. формируется представление осенсорном восприятии окружающего мира.
Ещё в период дочислового обучения, не зная и не умея выражать своих действий в математических терминах, дети получают возможность производить сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения, например, закон неизменности суммы при перестановке слагаемых, наглядно представить состав числа.
Считаю свою работу актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой - развитие способностей к дальнейшему образованию. Работу по внедрению игровых развивающих технологий буду продолжать.