Симонова Лариса Владимировна
Использование блоков Дьенеша для развития математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению. Первым помощником в формировании логического мышления является игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Публикация «Использование блоков Дьенеша для развития математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность темы заключается в том, что начинать работу по становлению психических процессов необходимо с дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Новизна опыта заключается в разработке планов и конспектов НОД.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления, формированием элементарных математических способностей можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Самым лучшим пособием, на мой взгляд, являются логические блоки Дьенеша. Я определила тему своей работы «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста». Работу в данном направлении я начала в 2021 году. Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся свойствами:
по форме,
цвету,
размеру
толщине.
Цель моей работы заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.
Задачи:
1. Знакомить детей с геометрическим фигурами и формой предметов,
размерами, цветом.
2. Развивать мыслительные умения : сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать предметы.
3. Учить детей овладению приемами замещения и моделирования свойств,
умению кодировать и декодировать информацию о них, используя
слова: «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый».
4. Учить оперировать знаниями о цвете, величине, форме, развивать умение ориентироваться в пространстве.
5. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
Для решения поставленных задач я продумала систему работы, которая включает в себя:
создание предметно-развивающей среды в группе;
разработка тематического плана занятий;
разработку конспектов занятий по математике на год с использованием блоков Дьенеша;
изготовление картотеки игр с блоками Дьенеша;
изготовление дидактических игр математического содержания, использование данного дидактического материала.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети :
-сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
-затем овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д. ,
-несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и тол щине).
игры:
1)- «Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (размеру, форме)»;
-«Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;
2) -«Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру»
-«Найдите такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера и т. п.».
3) Предлагались детям игры и более сложного варианта: найдите такие
же, как предъявляемая фигура по цвету и форме, но другие по размеру и т. п.
4) В игре «Раздели фигуры» используются игрушки. Предлагается
разделить все фигурки между игрушками. Необходимо, чтобы дети разделили правильно, предлагать ответить на вопросы:
В работе использую опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, форма - соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий, величина - силуэтом дома (большой, маленький).
На данном этапе работы мною была дана консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал»; педагогам «Игры с блоками Дьенеша». В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, провести родительское собрание с показом игр для детей с занимательными логическими блоками (обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка); выступить на педагогическом совете перед коллегами по проблеме «Развития логического мышления у детей дошкольного возраста».
Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
Мониторинг проводился на основании выделенных в программе «Радуга» уровней развития.
Высокий 1% 50% Увеличилось количество детей на 49%
Средний 35% 45% Увеличилось количество детей на 10%
Низкий 63% 13% Уменьшилось на 50%
На основании результатов мониторинга можно сделать вывод: данная система занятий с использование данных дидактических средств позволила добиться высоких результатов:
дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями.
у детей появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них.
дети овладели знанием о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках.
Я планирую в дальнейшем использовать логические блоки Дьенеша в среднем и старших группах и, конечно, привлекать родителей к этой форме работы с детьми.
Также разработанные мною методические рекомендации и пособия могут быть использованы в работе педагогами ДОУ.