Кушкина Елена Николаевна
Опыт работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий»
▼ Скачать +Заказ
Тема: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
«Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы образования, начиная с детского сада» Е. И. Тихеева
Вступление
Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения.
Технологические сведения об опыте.
Актуальность.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет. В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Отчего это происходит?
Причин великое множество, но значимая причина проблем с речью - отсутствие общения в семье. Родителям некогда говорить с собственными детьми! Многим проще купить планшет или включить ребенку мультфильмы, чем спросить, как прошел день.
В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. У современных детей плохо развита мелкая моторика. Они практически не умеют вырезать ножницами. Воспитатели с детьми лепят из пластилина, рисуют, делают аппликации. А дома? С детьми мало занимаются.
Зачастую бить тревогу родители начинают перед самым отправлением ребенка в школу. Общеизвестно, что нарушения речи приводят к трудностям обучения, из-за чего у ребенка пропадает интерес к учебе. Поэтому родители ищут специалистов, предполагая, что за пару месяцев успеют решить все проблемы.
Развитие речи - это процесс длительный и сложный, творческий и только поэтому нужно, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы сможем научить ребёнка говорить правильно, тем легче он будет чувствовать себя в коллективе.
Цели и задачи, решаемые в опыте.
Цели:
развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи;
повышение профессиональной квалификации по данному вопросу.
Для достижения поставленной целей были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
2. создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС;
3. провести мониторинг развития речи детей;
4. проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
5. привлечь родителей к работе по выбранному направлению;
6. повысить уровень развития речи у детей.
Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом как общедидактических принципов:
1. принцип индивидуального подхода к детям.
2. принцип системности и последовательности.
3. принцип доступности
4. принцип наглядности.
Условия реализации опыта.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что планомерное систематическое использование инновационных технологий является эффективным средством развития речи.
При организации работы в педагогической практике необходимо соблюдение следующих условий:
1. Повышение уровня самообразования педагога, его активная жизненная позиция, творческий подход к планированию и проведению образовательной деятельности.
2. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Е. И. Тихеева. Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в группе. Для улучшения развития речи я в своей группе оформила речевой центр «Говоруша». Воспитанников встречает хозяйка центра Лягушка - Луша. Она многофункциональна.
В оборудование центра входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало магнитная доска,ноутбук аудиомагнитофон стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал.
Дидактическое оснащение центра соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал:
• пособия для проведения артикуляционных упражнений
• комплексы пальчиковой гимнастики и игры на развитие мелкой моторики
• оборудование для упражнений на развитие речевого дыхания
• аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами, песни
• дидактический материал – плакаты, мнемотаблицы, алгоритмы, наборы картинок для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы,
• опираясь на индивидуальные особенности детей группы, изготовила пособие «Веселые звуковички» для формирования и развития фонематических процессов,
• игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя
• игры, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков;
• подборка игр с буквами и слогами
• разнообразные дидактические и настольно-печатные игры
• альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
Рядом с речевым центром расположена детская библиотека. В которой находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания, фотографии детских писателей. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год» и др.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Работа в детской библиотеки способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, оставлять описательные рассказы.
Считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное пространство, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи ребенка.
3. Для достижения продуктивных и устойчивых результатов, больше внимания уделяла работе с родителями. Считаю важным сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, провела анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка». Проанализировав данные анкеты, определила проблемное поле и составили перспективный план работы с родителями, направленный на формирование речевого воспитания ребенка в семье.
Одной из форм работы с родителями в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей».
С подгруппой родителей воспитанников, имеющих нарушения речи, провела мастер – класс «Использование инновационных технологий в развитии речи».
Приглашала родителей на занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе.
Уделяла внимание вопросу развития речи при реализации проектной деятельности. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, начинают осознавать свою значимую роль в нем.
В приемной группы размещен стенд по речевому развитию, который оснащен информацией: «Ум на кончиках пальца», «Роль фольклора в развитии речи», «Почему дети не читают?» и др. Вниманию родителей представлены папки-передвижки, с постоянно сменяющейся информацией по развитию речи дошкольников «Игры на развитие речевого дыхания», «Картотека игр на развитие словарного запаса»; буклеты «Будем говорить правильно» и др.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
4. Работа ведется во взаимодействии с педагогами детского сада: учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями ДОУ.
Для коллег ДОУ провела консультации «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников». Мною подготовлен материал выступлений по данной теме на педагогических советах.
На практическом материале делилась с коллегами инновациями и находками развития речи дошкольников.
Педагогические средства, используемые в опыте.
Считаю, что чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.
Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:
Методы и приёмы.
Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.
Формы.
Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Формы работы с детьми могут быть различны (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра).
Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи.
В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Это могут быть игры:
• театрализованные игры,
• сюжетно-ролевые игры,
• пальчиковые игры и упражнения,
• дидактические игры,
• игры подвижные с правилами.
Так же к формам относится:
• занятия,
• рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов и видеофильмов, слушание аудиосказок,
• беседы, разучивание стихотворений, чтение стихов, произведений писателей,
• работа с родителями, консультации для родителей;
• развлечения, досуги;
• консультации для воспитателей.
Организация по составу участников:
• групповая
• подгрупповая
• индивидуальная.
Технология работы.
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?». И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.
Для меня, педагога детского сада, эта задача очень актуальна, так как с проблемой развития речи детей я сталкиваюсь регулярно. У детей дошкольного возраста недостаточно развит словарный запас, они испытывают трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, в умении грамматически правильно построить предложение.
Воспитателю необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Как сформировать интерес к процессу обучения и его мотивации с целью развития и коррекции речи?
Ясно одно - нельзя научить ребенка общаться, не ставя его в активную позицию.
Для развития речи детей в современной педагогике используются:
- традиционные (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику);
- инновационные – (синквейн;, игровые технологии: мнемотехника, моделирование, LEGO-технология; информационно – коммуникационные технологии; ТРИЗ технологи; технология «Скрайбинг»; проектная деятельность; здоровьесберегающие)
Свою работу я начала с изучения педагогической литературы по данной теме.
Создала в группе соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр речевого развития, картины, иллюстрации по темам, библиотеку художественных произведений. Прежде чем приступить к планированию работы, мною был произведен анализ, систематизация и обобщение информации по вопросам внедрения инновационных технологий в работу по развитию речи.
С целью выявления у детей уровня развития знаний по развитию речи, мною был проведен мониторинг развития речи детей. Изучила и использую в своей работе методику для обследования речи детей Ушаковой О. С., Струниной Е. М. Исходя из результатов диагностирования наметила:
- индивидуальную работу с детьми низкого уровня;
- работу по схемам – алгоритмам вне занятий;
-расширение диапазона дидактических игр направленных на мышление.
В работе над проблемой развития речи, широко использую помощь родителей. Для них провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы, разработан план мероприятий с родителями. Постоянно оказываю консультативную помощь родителям по проблеме, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций.
Что позволило работать по данной теме в системе. На мой взгляд, такие формы работы способствуют повышению педагогической культуры родителей, помогают работать над проблемой во взаимодействии.
Далее мною были разработаны конспекты занятий, «Зима», «Играем с гномом Грамотейкой» в которых учитываются требования к развитию всех сторон речи.
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь.
Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе. С детьми мы учимся рассуждать, беседовать. При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит – жужжит», «Заморозим руку».
Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.
В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.
В своей работе, как одну из форм, применила проектную деятельность, в которой прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
Мною был разработан проект «В гостях у сказки». Цель проекта: развитие речи детей через рассказывание сказок с использованием приемов мнемотехники.
На протяжении всего проекта с детьми проводилась работа по рассказыванию и пересказыванию знакомых сказок с использованием приемов мнемотехнике.
В заключении проекта был показ театрализованной деятельности для воспитанников детского сада.
Много времени в своей работе уделяю мнемотехнике. Работу выстраивается от простого к сложному. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В своей работе я использую различные картинки и предметы. В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.
Так же использовала здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Пальчиковым играм и упражнениям я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.
В своей работе я отдаю приоритет технологии Су Джок - терапии и играм со стеклянными камушками «Марблс», которые можно отнестит как к здоровьесберегающим, так и к игровым технологиям.
Су Джок - терапия (метод точечного воздействия на кисть и стопу).
Метод Су-Джок терапия – можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи.
Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:
• высокая эффективность (доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами);
• абсолютная безопасностью (метод, или терапию может применяться с раннего возраста и до глубокой старости);
• универсальность и доступность.
Стеклянные камушки «Марблс».
Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка.
Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
Цель использования камешков «марблс» - разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.
Виды камешков.
Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т. д.
Формы работы с камешками:
— индивидуальная образовательная деятельность (как часть занятия);
— фронтальная образовательная деятельность (как часть занятия).
Требования к организации проведения
упражнений с камешками «Марблс»:
— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
— Наличие познавательной направленности упражнений.
— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.
- Гигиена рук.
- Осторожность при игре, т. к. камешки хрупкие.
Работу начала с поиска и приобретения самого материала, то есть камней «Марблс». Коллекция получилась большой и разнообразной. Цвет, форма, фактура камней позволили разработать большое количество игр и упражнений для дошкольников: «Найди по описанию», «Узнай на ощупь», «Разложи по темам», упражнения на развитие речи: «Опиши предмет», «Картинки разложи - историю расскажи», упражнения на ознакомление с буквами: «Узнай букву», «Знакомство с буквой», «Буквы в зеркале» и др.
Подобрала картотеку пальчиковой гимнастики по различным темам. Оформила пальчиковые игры – дорожки (выкладываем камешками дорожки и ходим по ним пальчиками).
А для большего интереса к играм с камешками подобрала сказки (слушаем сказки, а потом помогаем героям).
Также на группу были приобретены несколько игр с применением камешек «Марблс» «Собери по образцу», «Лабиринты». Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.
Игры с камушками очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Используя их на практике, сделала вывод, что работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, воображение, у детей повышается мелкая моторика рук, острота зрения, речевая активность. Различные виды игр и игровых упражнений предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса.
Результативность опыта.
Результатом моей работы является то, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, систематическая работа по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий» дала положительный результат. Дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Многие могут заметить ошибки сверстников и исправить их. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.