Евгения Озерова
Опыт работы в условиях дополнительного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, немаловажную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное. Цель организации дополнительного образования на базе дошкольного учреждения — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
Публикация «Опыт работы в условиях дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах
Особенностью организации дополнительного образования на базе детского сада является то, что дополнительное образование интегрировано в программы, реализуемые организацией, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду может осуществляться с детьми любого возраста, если программа соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников.
Современного ребенка, как правило, невозможно оторвать от телевизора, компьютера, игровой приставки. Сегодня дети дошкольники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка изменяется и по другим причинам: некоторые родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб физическому развитию.
Исходя из этого, перед нами встала проблема создания такой программы дополнительного образования, которая удовлетворила бы потребность родителей в создании условий для полноценного двигательного обогащения и укрепления здоровья детей. Программа, которая бы максимально способствовала формированию у дошкольника интереса к своим физическим возможностям, к их совершенствованию и развитию, а так же учитывали индивидуальные особенности детей, специфику их развития и индивидуальные темпы роста. Учитывая социальный запрос родителей на развитие и оздоровление детей, была разработана программа «Детский фитнес». Таким образом, программа предлагает родителям альтернативу детским спортивным секциям.
Вначале моей работы была изучена и проанализирована научно-педагогическая литература и передовой опыт по данной теме. Так же была выполнена систематизация материала по внедрению фитнес-технологий, способствующих развитию физических качеств, которые раскрыты в методических разработках: Е. В. Сулим, С. В. Реутского, С. О. Филипповой. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда, поставлены цель и задачи, разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский фитнес».
Актуальность Программы определяется направленностью на создание условий для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста, необходимых для успешного развития всех физических качеств, а также для повышения интереса детей к физкультурным занятиям.
Новизна. Оптимизация двигательной деятельности детей в ДОУ может быть достигнута за счет проведения занятий по фитнесу. Программа составлена на основе рационального сочетания разных видов занятий и форм двигательной деятельности: ритмическая гимнастика, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, стретчинг, черлидинг, классическая аэробика. Используемые в Программе виды деятельности добавляют новые возможности и развивают не только физические качества, но психические качества и умственные способности: внимание, быстроту реакции, музыкальность, понимание красоты и гармонии.
Цель Программы: Развитие основных физических качеств и музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия детским фитнесом.
Задачи:
- совершенствовать физические качества (мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию);
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку, работать над профилактикой плоскостопия;
- развивать психические качества (внимание, память, воображение);
- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния;
- воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении;
- повышать интерес к физической культуре.
Формами обучения являются специально организованные занятия: игровые, сюжетные и тематические занятия, занятия в форме круговой тренировки, физические упражнения, танцевальные движения. При организации занятий так же соблюдается их структура: вводно-подготовительная, основная, заключительная части.
К примеру:
- Вводно-подготовительная часть: различные виды базовых шагов аэробики или степ-аэробики, перестроения.
- Основная часть: упражнения с предметами, комплексы аэробики, элементы акробатики, игровой стретчинг, степ-аэробика, детская йога, хореография, фитбол – гимнастика, подвижные игры.
- Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания, релаксация.
Музыка, так же тесно связана с занятиями детским фитнесом. Музыка позволяет гармонично развивать способности дошкольника, развивает выразительность и осмысленность исполнения ритмических движений, тренирует память и внимание. Дети любят заниматься под музыку, это улучшает их настроение и позволяет не ощущать усталость, помогает развивать не только координационные способности, но и танцевальные: пластичность и красоту движения.
Результаты освоения Программы:
В результате систематических занятий детским фитнесом у детей отмечается:
- высокий уровень развития основных физических качеств;
- высокий уровень развития музыкально-ритмических способностей;
- снижение заболеваемости;
- сформирован устойчивый интерес к физической культуре.
По итогам обучения дети:
Знают:
- о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом;
- о здоровом образе жизни;
- о технике выполнения физических упражнений детского фитнеса;
- основные направления детского фитнеса.
Умеют:
- выполнять комплексы ОРУ с мячом, обручем, фитбол - мячом, степ- платформой и т. д.);
- выполнять упражнения фитнес-аэробики;
- выполнять гимнастические упражнения;
- выполнять строевые упражнения (повороты, построения, перестроения);
- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- проявлять самостоятельность, творческую инициативу.
Таким образом, внедрение детского фитнеса в работу детского сада, как дополнительной образовательной услуги позволяет значительно повысить интерес к занятиям физической культурой, оказывает положительное влияние на развитие физических качеств и творческих способностей у детей.