Татьяна Ткачёва
Опыт работы по теме «Развитие речевого творчества посредством приобщения дошкольника к миру художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы»
Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей. Именно в этом возрасте возникают все виды художественной деятельности, появляются первые их оценки, предпринимаются первые попытки самостоятельного сочинения.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие речевого творчества посредством приобщения дошкольника к миру художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
По утверждению Л. С. Выготского, литературное (словесное) творчество позволяет ребёнку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет эмоциональную жизнь ребёнка, впервые пробуждающуюся на серьёзный лад, и, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребёнку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью - этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира.
В течение двух лет проводила с детьми работу по теме : «Развитие речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы». Данная работа проходила через кружок «Словоград». Занятия кружка проводились 1 раз в неделю, которые делились на четыре основных вида:
-тематические
-теоретические
-аналитические
-творческие.
Актуальность избранной мной темы очевидна: за последние годы в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношение к своим близким должны оставаться неизменными. Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской культуры во всём её многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Лишь только мудрость книг сохранила те вековые традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Актуальным признаком художественной литературы является комплексность воздействия художественного произведения на психоло-гическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности.
Мир чтения помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подаёт ребёнку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоничное отражение действительности. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, поэтому дети не могут её не любить, они всегда рады встрече с ней.
В своей работе я опиралась на труды Логиновой «Ребёнок и книга», Фесюковой «От трёх до семи», З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи»,
Т. Д. Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии» и др.
Основной идеей работы с детьми являлось формирование у детей любви к художественной литературе, развитию речевого творчества.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу данной работы кружка :
- принцип целенаправленности;
- принцип систематичности и последовательности (логическое приобщение дошкольников к миру художественной литературы, последовательное овладение знаниями, умениями, навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает развитие у детей д/в самостоятельности, фантазии, активизации речи);
- принцип доступности (опираясь на него, я учитывала возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт);
- принцип наглядности обучения ( тщательно продумывала дидактические цели использования наглядности : методику показа, количество наглядности и последовательность демонстрации, сочетание определённых видов наглядности, включение детей в анализ художественных произведений);
- принцип интегрированного подхода (использовала различные формы и методы в работе с детьми).
Цель данной работы : обогатить речь детей образцами литературного
языка, помочь овладеть поэтическим слухом.
Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:
1. Пробудить в душе каждого ребёнка любознательность, чувство любви
к художественной литературе, как к виду искусства;
2. Учить различать жанры художественной литературы : поэзия, проза (стихи,
рассказы, сказки, загадки);
3. Учить анализировать текст, выделять главную мысль, давать оценку
героям произведений, оценивать их поступки;
4. Развивать умение различать вымысел и реальность, подвести к пониманию
красоты мечты (рассказ-мечта, рассказ-фантазия, отличие от сказки);
5. Учить выделять в стихах поэтические образы;
6. Учить самих сочинять стихи, сказки, рассказы; развивать словотворчество,
внедряя литературные выражения;
7. Развивать выразительную, грамотную речь дошкольника, умение
использовать интонационную окраску речи: ударение, силу голоса, паузы,
темп, повышение и понижение голоса;
8. Развивать интерес к творчеству, стремление к самостоятельному
творчеству и в соавторстве, способность к самооценке;
9. Формировать бережное отношение к книге;
10. Контролировать процесс семейного чтения;
Особое внимание в своей деятельности уделяла развитию творческих способностей у детей. Для решения таких проблем я широко использовала в своей работе дидактические и словесные игры игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Детям очень нравились такие игры, как: «Рифмовочки и рифмушки», «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Расскажи сказку», «Сказка наоборот», «Мои любимые сказки» и т. д. В процессе этих игр у детей активно использовался литературный опыт в их творческой речевой деятельности, при создании творческих рассказов, сказок, стихов и загадок.
Чтобы создать более тёплую атмосферу и задать доброе настроение я начинала каждое занятия кружка с минуты вхождения (пальчиковых речевых игр) «Здравствуй!», «Утречко», «Ладошки» и др.
Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, я использовала следующие формы работы :
- минуты вхождения
- слушание сказок с использованием кассет и их просмотр с использованием дисков
- занятия по ознакомлению с художественной литературой
- игры с текстом
-сочинение стихов и придумывание загадок
- сочинение сказок : коллективных и индивидуальных
- работу в уголке книги
- чтение литературных произведений
-драматизацию и театрализацию литературных произведений с использова-нием различных видов театра
- заучивание стихов
- обыгрывание потешек
- д/игры по литературным произведениям
- литературные викторины
-экскурсии в библиотеку
Свои занятия кружка я разделила на четыре основных вида: тематическое, теоретическое, аналитическое и творческое.
В ходе работы я познакомила детей :
- с историей создания книги, показала значимость книги в жизни человека;
- с поэтическим изображением календаря, где показала детям различные походы к изображению одной и той же темы; учила наблюдать за творческой манерой автора; развивала интерес к лирическим и реалистическим изображение изменений в жизни человека и природы;
- с биографией и произведениями разных писателей;
- с р. н., авторскими сказками (Бажова, Ершова, Андерсена, Ушинского, Мамина – Сибиряка) и сказками народов мира и народов, населяющих Россию;
- с элементами сказки (д/и «Сочини начало (конец) сказки», «Допиши сказку»;
- с выразительными средствам (мимика, жесты, интонация, сила голоса) и учила использовать их при передаче литературного текста;
- с темпом речи, использованием разнообразных оттенков темпа речи; развивала правильность темпа речи;
- продолжала знакомить с разнообразными жанрами художественной литературы – былина, где развивала представление о бесстрашных воинах и их боевых подвигах; учила запоминать и описывать привлекательный образ русского человека, используя обороты из текста, дополняя своими литератур-ными выражениями;
- с юмористическими, фантастическими произведениями;
- с историей возникновения загадок как замысловатом поэтическом описании, с историей пословиц и поговорок как бесценном наследии нашего народа и древнейшем фольклорном жанре;
- с художниками – иллюстраторами (Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным, Е. Сутеевым, показала особенность творчества художников-иллюстраторов, обратила внимание на средства выразительности книжной графики;
- познакомила с писателями – анималистами, пишущих о природе (Приш-вин, Бианки, Паустовский, Ушинский);
- с о стихами региональных писателей и поэтов (Л. Шубной,
А. Подколзиной, А. Бобровским, В. Соболевой, Н. Никифоровой).
Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили творческие способности и умения детей. Эти способности мы реализовы-
вали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов,
рисовании и, конечно, в сочинении сказок, рассказов, стихов и загадок.
Мы создали книгу стихов, рассказов, сказок, а так же принимали участие в фестивале кружков «Радуга», где показали свои умения.
Особое внимание уделяла работе с родителями. В своей деятельности использовала такие формы, как: беседы, консультации, информации, выставки детских работ, совместное сочинение, праздники, развлечения и др.
Вначале провела анкетирование. Из данных анализа узнала, что родители мало читают детям и не осознают роли художественной литературы в развитии речевого творчества. В связи с этим я предложила консультации: «Книга – источник радости и знаний», «Что следует читать детям», «Выбор книг для детей», в которых дала понять, что только единство детского сада и семьи способствует развитию речевого творчества детей.
Родители заинтересовались данной работой, с их помощью осуществился подбор книг, они стали записывать рассказы детей, рисовать вместе с детьми к ним иллюстрации.
Данная работа дала положительный результат: у детей сформировался устойчивый интерес к художественной литературе, восприятие литературных произведений стало более осмысленным, они научились анализировать текст, давать оценку героям произведений, речь стала выразительной, яркой и эмоциональной. Воспитанники эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах (рассказах, рисунках, играх и т. п.) Дети научились различать жанры художественной литературы, стали сочинять стихи, рассказы, сказки, проявляют фантазию, творчество, знают региональных писателей и поэтов, их творчество, стремятся к самостоятельному творчеству.