Инна яркевич
Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к культуре родного края (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
В обществе назрело множество проблем, которые называют никак иначе, как «отголоски 90-х». Наши дети, а теперь уже и внуки росли и растут в то время, когда о нравственности, духовности, патриотизме их родителям задумываться особо было некогда. Нужно было выживать, а дети оставались наедине со своими «друзьями»- телевизором и компьютером, из которых получали только необходимую информацию. Росли, наблюдая вокруг жизнь, основанную сплошь на материальных ценностях, жестокости, лжи. Но в последнее время, глядя на «своё будущее», взрослые ужаснулись! Отмечается неблагоприятная тенденция к ухудшению духовного, нравственно-патриотического состояния детей. Уже в дошкольном возрасте дети моделируют поведение родителей, окружающих их взрослых. Глядя на них, видишь явную морально-нравственную пустоту, отчего душа рвётся на части. Напрочь отсутствует доброта, уважение, любовь к близким, Родине.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к культуре родного края (1 часть)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Назрела необходимость совершенствования подходов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, поиска вариативных форм эффективного сотрудничества педагогов, специалистов и родителей по воспитанию духовных, нравственно-патриотических качеств у дошкольников.
Актуальность данной разработки обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления духовного, нравственно-патриотического образования, развитием детского сада в новых условиях. Появилась возможность создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, применения в воспитательном процессе элементов дискуссии, проблемных ситуаций, развивающих игр, исследовательской деятельности, когда всё направлено на поиск решения, открытия, являющихся эффективным средством развития духовной, нравственно-патриотической личности.
Разработка призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия Кубанского казачества подрастающему поколению. Инновационные процессы в сфере воспитания и образования положительно влияют на их качество в образовательных учреждениях, создают лучшие условия для духовного, нравственно-патриотического воспитания детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Целью разработки является:
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса, воспитание духовной, нравственно-патриотической личности на основе приобщения к культуре родного края.
Задачи:
-формировать у ребёнка представление о себе, своей семье и социальном окружении;
-дать представление о роли родного края в экономическом развитии страны;
-формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, станице, его жителям, труду;
-формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Краснодарского края;
-знакомить с историческим и культурным наследием родного края;
-развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами.
В опыт работы входит тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края». Он предназначен для расширения и обогащения знаний детей о родном крае, перспективное планирование по теме.
Разработан и издан сборник конспектов бесед «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края»
На сборник получена рецензия Заместителя директора по учебно-методической работе и дополнительному образованию ГОУ СПО «Ленинградский педагогический колледж» Н. Н. Баевой в 2010году.
Комплекс занятий, разработанный в рамках реализации модели нравственно-патриотического воспитания через приобщение к культуре родного края и методические материалы к нему могут быть использованы в работе дошкольных образовательных учреждений
В результате применения разработки дети должны обладать знаниями по истории казачества, гордиться историческим прошлым своего края. Знать и различать понятия «предки, родственники, поколение», родовые и семейные традиции. У детей должны укрепиться понятия ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким. Иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые произрастают на территории Краснодарского края. Должны знать главные христианские праздники, казачьи обычаи и обряды; любить и уметь исполнять казачьи песни; обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Кубани.
Новизной является активное использование в работе с детьми краеведческого материала при ознакомлении с природой, художественной культурой, произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников Кубани.
Использование национально-регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе дошкольном учреждении предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Кубани, влияет на воспитание положительных моральных качеств у детей.
С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Всё это необходимо знать, любить и беречь.
Духовное, нравственно-патриотическое воспитание ребёнка-это основа формирования будущего гражданина, в наше время это одна из сложных задач. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение духовным, нравственно-патриотическим содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности.
Организация воспитательно-образовательной работы предполагает духовное развитие каждой личности и всего коллектива в целом, формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, ответственности на основе осознания исторически сложившейся казачьей системы нравственно-патриотического воспитания. Все эти чувства не возникают сами по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, станице, в которой живёт- малой родине.
В старшем возрасте ребёнку интересно знать о месте его рождения, о местоположении малой родины- Кубани, её богатой растительности и животном мире. С неподдельным любопытством узнают о людях, живущих в Краснодарском крае, о губернаторе и его делах, о защитниках Кубани. Всё, что можно узнать о Кубани, преподносится ненавязчиво, в свободное от занятий время. Достаточно отводить несколько минут два-три раза в неделю для бесед, чтения художественной литературы, игр, рассматривания иллюстраций, фотографий, прослушивания музыкальных произведений, дидактических игр, развлечений.
У детей должна быть :
-воспитана активная жизненная позиция;
-сформированы духовные, нравственно-патриотические качества;
-сплочён групповой коллектив;
-приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в кубанских обрядах; способности украсить свой быт в кубанском народном стиле.
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду- роль пассивного потребителя воспитательно - образовательных услуг. Родители вместе с детьми участвовали в совместных досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: «День Матери», «День станицы», «Рождественские колядки», «Пасхальные посиделки», «День защитника Отечества», «Правнуки победы» и т. д., в оформлении фотовыставок в группе: «Наши дедушки и папы- защитники», «Мамочка любимая моя», «Любимые места станицы»; в конкурсах совместных творческих работ детей и родителей : «Дары осени», «Мамины руки», «Атамань», «Пасхальные сувениры», «Кубанские просторы».
Дополнительными возможностями реализованной разработки является расширение взаимосвязей ДОУ с различными учреждениями культуры, управления, образования, предприятиями. Дети стали частыми посетителями школы художественного творчества, театра-студии. Дети с огромным удовольствием посещают выставки детского творчества МОУ СОШ №3,4. Частыми гостями в детском саду были: театр кукол, театр ростовых фигур, цирковые представления.
Принципами построения работы с детьми являются:
-доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
-систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
-личностно-ориентированный подход к детям;
-практическое участие и наглядное оформление;
-творческий и индивидуальный подход в решении проблемы;
Направления работы:
-история Кубани;
-красота и разнообразие природы Кубани;
-моя станица
-культура, быт и традиции народов Кубани
Методы и приё мы:
Беседы, наблюдения, экскурсии, экспериментальная и поисково- исследовательская деятельность, художественное слово, игра, продуктивная деятельность, развлечения.