Кривенко Тарес
Опыт работы по теме «Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры и природного окружения дошкольного возраста»
Публикация «Опыт работы по теме „Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Автор опыта Кривенко Тарес Вильгельмовна. воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад»
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход. Процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура, интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития дошкольников, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.
Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд задачами. В дошкольном возрасте у детей только начинают появляться мышления, которое необходимо развивать. Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное - заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что играя можно многому научиться. И я поставила цель: формировать экологически ориентированное сознание у детей, с использованием дидактических игр.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «экология» для детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение в экологическом воспитании.
4. Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания.
5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей.
Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Вначале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждаю интерес к учебному предмету, включаю в работу подборку игр на развитие памяти, внимания, сообразительности.
Наряду с образовательными задачами решаю и воспитательные, они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
В процессе экологического образования дошкольников использую следующие виды дидактических игр :
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- творческие.
Применяю различные предметы природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры : «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» использую с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, а также учу детей обследовать, развивая сенсорику.
Настольно-печатные игры : лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр., систематизируют знания детей о растениях, животных, явлениях природы и они оказывают влияние на развитие логического мышления, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Игру использую как часть НОД или в любое свободное время: утром, на прогулке, во второй половине дня. В ходе работы применяю следующие виды технологий такие как:
- проектные методы;
- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга) ;
- использование компьютерных технологий;
- мультимедийные презентации.
Обязательно контролирую и руковожу процессом. Играя с детьми, на первом этапе я была активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, я сообщала одно правило. Правило это было несложным. В процессе повторения игры сообщала дополнительное правило. На втором этапе я руководила игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо были усвоены детьми, они стали играть самостоятельно, я только наблюдала за действиями детей со стороны.
Работая над проблемой развития экологической культуры дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры.
Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, это не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
В рамках реализации этого условия был создан уголок «дидактические игры», в котором поместила разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.
Необходимо дать детям возможность проявлять в играх выдумку и инициативу, быть активными и самостоятельными. Дети смогут большего добиться в жизни, а их обучение в школе будет успешнее, если нам (взрослым) удастся создать у них уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать их достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний, о природе и его окружении. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
.