Наталья Головина
Опыт работы «Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста посредством игр с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком».
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми раннего возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях ДОУ и сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка. Это привело меня к тому, что в своей педагогической работе я стала использовать игры с песком т. к. с их помощью можно решить многие проблемы детей. Такие игры у малышей вызывают приятные ощущения и положительные эмоции. Эти эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.
Публикация «Опыт работы „Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста посредством игр с песком“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Цель моей работы заключается в пробуждении положительных эмоций у детей раннего возраста, а что как ни игры с песком помогут их проявить.
Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка и вид деятельности, который дарит детям радость, положительные эмоции. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново.
Я решила проводить углубленную работу в этом направлении и поставила перед собой следующие задачи:
• Снизить уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
• Установить доверительные отношения между педагогом и малышами,
• Способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций и хорошего настроения у малышей.
Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке не каприз, а потребность ребенка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие.
В летний период на прогулке дети с удовольствием играют с песком, трогают его, пересыпают его из одного ведерка в другое, лепят из песка разные фигурки. Малыш не просто капается в песке - он строит, обследует используемый материал. Песок сухой сыплется, мокрый не рассыпается и из него можно лепить. С помощью совочка и формочки ребенок создает свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать все, что видит вокруг себя.
С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны, а продолжаем эту работу в группе. Для этого я обновила оборудование для игр с песком в своей группе, изготовила «мини песочницу». Наша песочница размещается в, специально отведённом для неё месте, но при необходимости, возможно, её перемещение в другое место. Наша «мини песочница» имеет, широкий объём применения. Дети в песочнице лепят, экспериментируют, рисуют. Так же я изготовила стол для песочной анимации, где используется подсветка. Этот стол привлекает внимание детей, дети испытывают эмоциональное удовлетворение, любопытство, рисование, таким образом, успокаивает и дает положительные эмоции.
В играх с песком я использую различные дидактические материалы: ведерки, лейки, формочки, сито, игрушки животных. Дети с удовольствием сеют песок через сито, пересыпают песок из ведерка в ведерко, находят различные предметы и игрушки.
При организации игр с песком важно учесть следующее:
• Песок должен быть чистым.
• Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
• Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.
Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения с песком :
• нельзя намеренно выкидывать песок из песочницы;
• нельзя бросать песок;
• нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свое место.
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребенка. Поэтому игры я провожу вместе с детьми, показывая им способы действия, с игровым материалом используя принцип «рука в руке», когда воспитатель берет руку ребенка и помогает ему совершать определенные действия.
Такие игры благотворно влияют на психику ребенка, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции.
В играх: «идут медвежата», «прыгают зайчики», «песочные прятки» малыши проявляют интерес, удивляются, радуются, когда находят в песке различные игрушки, оставляют кулачками, или сжатыми пальчиками следы на песке и видят результат своих действий. Играя, в такие игры у ребенка развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, формируется произвольное внимание и память и стабилизируется эмоциональное состояние.
Неоценимую помощь в работе мне оказывают народные потешки, стихи, которые настраивают детей на эмоционально – позитивную атмосферу.
Петя замок строит ловко, Замок строим из песка,
Катя торт печет ведерком, Будет башня высока
Здесь у моря на часок И ворота будут тоже
Всех детей собрал песок. Ну, а жить там будет…ежик.
Я использую игры с песком и на занятиях. Мною были разработаны конспекты и проведены занятия с песком : «Песочная сказка», «Следы на песке». На этих занятиях я знакомила детей со свойствами песка : сухой, мокрый, учила их рисовать на песке пальцами, ладонью, кулачками. Дети с большим удовольствием оказывали посильную помощь игровым персонажам: Мишутке, Машеньке.
В работе с детьми младшего возраста очень важно использовать прием новизны, например: кинетический песок, цветной песок. Также элементы неожиданности, когда ребенок находит в песке какие либо предметы или игрушки он удивляется, рассматривает игрушки, проявляет интерес. Благодаря поощрениям, которые направляют детей на верное поведение, ребенок чувствует себя не безразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях.
Игры с песком я стараюсь проводить систематически:
• в период адаптации детей к условиям детского сада;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• в свободной деятельности;
• на прогулке в теплый период года.
Мною разработан перспективный план игровой деятельности с песком. Также был оформлен каталог игр с песком. Например: «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке».
Активность взрослых и их умение играть с детьми имеют большое значение в повышении эмоционального состояния ребенка. Поэтому свою работу по данной теме провожу совместно с родителями. Для них подготовила ряд консультаций: «Чудеса на песке», «Кинетический песок, как инновационное средство разностороннего развития ребенка». Провела семинар – практикум «Песочная страна – страна чудес». В процессе семинара дала возможность родителям практически познакомиться с видами песка : кинетический, цветной, морской и др. Оформила выставку оборудования, игрушек по данной теме. Родители получили информационно – практическую помощь, как организовать игры с песком дома. Эмоциональная атмосфера на семинаре помогла родителям понять, что благодаря играм с песком дети учатся исследовать, открывать для себя окружающий мир и накапливать опыт, а положительные эмоции помогают малышам приспособиться к той или иной ситуации, регулировать свое поведение.
Только благодаря взаимодействию педагога и родителей можно решить все поставленные перед собой задачи.
Исходя из выше сказанного, считаю, что игры с песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком в период адаптации, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Они создают хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а так же помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка.