Анастасия Кузнецовская
Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«. Сказка неотделима от красоты… благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
В. А. Сухомлинский
Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Путешествие по сказкам».
Публикация «Опыт работы „Роль сказки в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Ведь взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передавать этот опыт можно не иначе как с помощью речи.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявлялась с такой яркостью, как в народных и авторских сказках.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического и экологического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Цель работы : развитие связной речи и речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками.
Чтобы достичь цели я выделила несколько приоритетных задач :
Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории.
Мотивировать на создание воображаемых образов.
Воспитывать интерес к художественной литературе, интерес к совместной творческой продуктивной деятельности.
Работу я начала с изучения научно-методической литературы. Затем проанализировала уровень ознакомления детей со сказками. После этого написала «Перспективный план работы».
В группе была создана развивающая предметно-пространственная и речевая среда, которая способствует развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы со сказками. Я создала в группе «Уголок сказки», в котором разместила книги сказок с яркими иллюстрациями.
Помимо библиотеки детских книг, у нас имеются разные виды театра (настольный театр, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, маски-шапочки, театр игрушек, конусный театр, настольно-печатные и дидактические игры по сказкам. С помощью родителей изготовили маски и пополнили «Уголок ряженья» новыми нарядами. Также были изготовлены круги Луллия по различным сказкам, картотека сказок в картинках, картотека экологических сказок.
В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса. Так как большое место в жизни моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, лепим и рисуем. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.
Также мы слушаем сказки в аудиозаписи и смотрим мультфильмы по сказкам. Читаем потешки и играем в пальчиковые игры. Рассматриваем и обсуждаем иллюстрации в книгах. Учимся отвечать на вопросы по сюжету сказки. Повторяем импровизированные звуки голосов, издаваемых героями. Воспроизводим сюжет сказок с помощью театров разного вида.
На улице во время прогулок ребятам нравиться играть в «Сказочные фанты», с помощью которых они вспоминают героев и сюжеты известных сказок, развивают внимание, мышление, фантазию, смысловую память.
Так же мы с ребятами познакомились с новой для нас методикой, которая называется «Карты Проппа». Она позволяет нам с помощью символических картинок пересказывать знакомые сказки, а также сочинять свои собственные сказки с новыми героями, наделяя их определёнными качествами.
По данной методике мной был проведён мастер-класс на районном методическом дне «Слагаемые мастерства», на котором я ознакомила педагогов с особенностями данной методиками и этапами её реализации.
В связи с тем, что в годовом плане работы нашего детского сада акцент ставится на экологическое воспитание дошкольников, я считаю необходимым указать роль сказки в экологическом воспитании дошкольников.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки мы даём определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме. Например, читая сказку «Репка», мы даём детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). Рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы знакомим детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. В сказке «Двенадцать месяцев», даём понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
Так, на примере русской сказки «О молодильных яблоках и живой воде» мы акцентирует внимание детей на особых, живительных свойствах воды.
Существует целый ряд экологических сказок, которые знакомят детей с необыкновенными героями: Листик, Одуванчик, Радуга, Капелька и их удивительными приключениями: «Приключения листика», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба».
Так, например, мною с целью обобщить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе весной, было проведено открытое занятие «В гостях у сказки», где к ребятам в гости пришел зайка за помощью. Ребята, на основе сказки «Заюшкина избушка» закрепили характерных признаков времени года весна, названий месяцев, упражнялись в назывании частей суток, закрепляли умение устанавливать причинно - следственные связи.
На открытом занятии по развитию речи «Зимняя сказка», вместе с гостьей – Феей песка, закрепили представление о зиме, как о времени года, о предметах зимней одежды, зимних забавах.
Знакомя детей со сказкой «Курочка и петушок», я привела их к выводу о том, что если ты с природой поделишься, то она отблагодарит тебя …Пошла курочка на сеновал. Взяла сено. Сено она принесла коровушке, коровушка дала молока….).
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.
Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.