МААМ-картинки

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей

Дигурова Яна
Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: дошкольники, развитие, диалектическое мышление, развивающий диалог.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65- опытный, ведь функционирует он не один десяток лет, и за это время у нас сложились свои традиции и обычаи.

Публикация «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей» размещена в разделах

Развивающий диалог технология для нас не новая, но все-таки она является инновационной в образовательном процессе, потому что в общении с ребенком мы должны создать условия, чтобы дети рассказывали о своих впечатлениях, приводили доводы своих рассуждений, и аргументировали свои высказывания.

Доводы и аргументы - это одно из сложных составляющих развивающего диалога, потому что сказать ребенку, что собака домашнее животное, потому что она живет в доме, это просто и эти знания мы даем на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром. Но соотнести бродячую собаку с тем, что она тоже домашнее животное и доказать, что даже бродячая собака - домашнее животное ребенку сложно.

Поэтому мы использовали разные приемы, подходы для подготовки ребят к участию в развивающем диалоге.

Сегодня у нас разработаны разные темы, которые мы можем взять для развивающего диалога. Есть интеллект карты к ним, дидактические игры, лото, альбомы, которые содержат фотографии, рисунки, по теме диалога. Данный материал позволяет создать среду, с которой ребенок в игре узнает, соберет свой опыт по данной теме, чтобы быть активным участником в ней.

Развивающий диалог мы начинали на утреннем круге и в свободной деятельности с детьми. Но увидели, что ребятам не просто доказывать свои мысли, отождествлять, объединять свои знания, свой опыт для подтверждения своего суждения.

Например, Алан на одном из утренних кругов пришел с бурей эмоций и желанием поделится с ребятами тем, что на выходные вместе с родителями побывал в зоопарке и видел там огромного льва в клетке, который рычал на весь зоопарк. Но Георгий его перебил, вспомнив, как вместе с мамой летом побывал в большом Московском зоопарке и видел там пингвинов в большом вольере, которым сложно было передвигаться на маленьких лапках по земле, зато в бассейне они плавали с большим удовольствием. Беседа детей была настолько эмоциональна, что у Алана быстро потерялся ход мыслей. И он больше не захотел ни чем делиться.

И тогда мы пошли по пути разработки интеллект карт. Перед началом развивающего диалога, создав провокацию в виде большого глобуса, который обнаружили дети на утреннем круге стали беседовать об особенностях нашей планеты. Плавно разговор перешел на обитателей двух континентов: Африки и Северного полюса. Предложили ребятам собрать в группе предметы вспомогатели по данной теме. Расположили их на интеллект карте. Но ошибочно, а может быть и специально, несколько из животных оказались не в своей привычной среде обитания. И вот здесь и возник тот самый провокационный вопрос:

«А смогут ли выжить животные, если вдруг на Земле поменяется климат, и в Африке пойдет снег, а на Северном полюсе все растает?»

Мы предложили ребятам самостоятельно составить простые интеллект карты, в которых они обозначали 3-4 факта, касающихся одного животного, с доказательством их собственной позиции.

Дети приводили разные суждения из своего опыта, рассказывали и доказывали свою позицию. Вспомнили о белом медведе, который выдерживает низкие температуры и не впадает в спячку, а жирафы используют свои длинные шеи, чтобы добыть самые высокие листья на деревьях. Рассказывали, кто что знает, но при этом у них не получалось сопоставлять из-за неподготовленности к теме.

И тогда у нас возникла идея предложить родителям вместе с детьми составить интеллект карты доказательств ребенка.

Алан смог доказать, что жирафу никак не выжить в холоде севера, так как ему не добыть свежих и сочных листьев, которыми он питается, и копыта его не приспособлены к снегу. Зато Георгий доказал, что лев сможет выжить, потому что его будет греть мохнатая грива, а благодаря лапам он легко и бесшумно подберется по сугробам за добычей.

Такая форма помогла каждому ребенку увидеть, что развивающий диалог не просто рассказ, а аргумент, подтверждающий его позицию.

Отталкиваясь от полученного опыта, сейчас мы перед развивающим диалогом предлагаем родителям составить интеллект- карты доказательств позиции ребенка, опираясь на которые, строим развивающий диалог.

И сейчас уже ребята имеют представление, что такое диалог, как нужно доказывать свои суждения.

Для решения конфликтов во время ведения диалога в группе были введены правила, которые возникли на основе разных ситуаций и обсуждались с детьми. Затем каждое из них прорисовывалось и размещалось в рамке на говорящей стене. Таким образом, на основе правил дети учились рассуждать и доказывать, уважая позицию другого.

Обратили внимание на то, что в практику работы эту технологию стали вводить и специалисты детского сада.

Нами только приобретается опыт использования развивающего диалога, но дети уже сейчас стали разговаривать обоснованно, приводить аргументы, объяснять ту или иную ситуацию, конечно, не все, но работы продолжается.

Список литературы

1. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развивающий диалог в детском саду как инструмент развития познавательных способностей. -М. : Мозайка-Синтез,2020.-88 с.

2. Крашенинников Е. Е Творчество и диалектическое мышление/ Е. Е. Крашенинников// Современное дошкольное образование: Теория и практика. -2009.-№4.

3. Пежемская Ю. С. Развивающий диалог в образовании//Психология образования в XXI веке: теория и практика. Издательство ВГСПУ «Перемена»,2011.-320с.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Магнитный «конструктор-инструмент» для развития детейМагнитный «конструктор-инструмент» для развития детей Пользу магнитного конструктора давно признали все ведущие психологи и логопеды, поэтому и рекомендуют детям такие игры. Во время занятий.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 08:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей» (включая файлы) размещена пользователем Дигурова Яна (УИ 697752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД