Ольга Новокрещенных
Опыт работы «Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребёнка, семьи, общества. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно – пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно – пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте.
Публикация «Опыт работы „Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем детям. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия. Нередко сталкиваемся с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса.
При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие трудности, как:
• трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр.
• плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
• возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).
Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет. Профилактика обязательна для детей с речевыми нарушениями.
Опираясь на исследования Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. М. Леушиной, Л. Г. Кобзарева, нами была систематизирована и апробирована система упражнений и дидактических игр, которые направлены на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Предложенные в системе упражнения и дидактические игры обобщают и дополняют методику коррекционной работы по данному разделу и могут быть реализованы на практике воспитания и обучения детей с ОНР.
Цель: определить и систематизировать эффективные направления в работе по развитию зрительно-пространственного восприятия и обеспечить основу для познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: проведение систематической и целенаправленной коррекционной работы в дошкольном возрасте позволит сформировать все функции зрительно-пространственного различения предметов в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Предупредить возникновение дисграфии в школе через развитие зрительно -пространственного восприятия.
2. Систематизировать и дополнить методики по развитию зрительно- пространственного восприятия.
3. Апробировать упражнения, дидактические игры и практический материал по развитию зрительно- пространственного восприятия в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками.
Содержание методики:
Учитывая результаты обследования и поставленные задачи, мы выстроили систему коррекционной работы из 5 последовательных этапов:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
-обучение ориентировке в схеме собственного тела;
- обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве;
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
- обучение ориентировке на плоскости.
Развитие зрительного восприятия и узнавания, лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из главных направлений коррекционной работы с детьми. Дети испытывали сложности в зрительном анализе, в процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений предметов. Была поставлена задача: помочь детям в совершенствовании зрительного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для процессов пространственного восприятия.
В работу с детьми включались упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом, следуя принципу постепенного усложнения материала, шли от простого к сложному. Развитие зрительного восприятия начинали со знакомства с изображениями реальных предметов или самих предметов, затем переходили к схематическим изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь использовались материалы с наложенным изображением и зашумлением. Все проводилось в игровой форме. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и узнавания, детям предлагались различные задания, упражнения и дидактические игры. Обучение строилось таким образом, что отработка каждого понятия проводилась отдельно. В дальнейшем упражнения и игры на данное понятие сочетались с играми и упражнениями по ранее пройденным понятиям. Это способствовало формированию сенсорных эталонов, развитию навыка зрительного анализа и синтеза, осуществлялась профилактика и коррекция зрения.
Второй этап направлен на обучение ориентировке в схеме собственного тела. Дети испытывали сложности в выделении ведущей руки, дифференциации правой и левой стороны тела у себя и у сидящего напротив человека. Были поставлены задачи: сформировать умение ориентироваться в схеме собственного тела; сформировать умения определять пространственные направления правое-левое, направо-налево, справа-слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, расширить активный словарный запас пространственной терминологии. Для решения поставленных задач предлагались три серии игр. Первая серия игр (Игра «Найди своё сердце», «Пожалуйста») направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка. Вторая серия игр (Игра «Сосед подними руку», «Покажи») обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя. Третья серия игр (Игра «Волшебное зеркало» «Кто внимательный») направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении. Игры данного комплекса ориентированы на формирование проприоцепции, осязания, зрительно-двигательной координации.
Третий этап направлен на умение определять местоположение и удалённость предмета в пространстве. Дети испытывали сложности в понимании таких пространственных свойств предметов, как удаленность, местоположение, а также затруднялись в понимании изменчивости и относительности пространственных отношений. Были поставлены задачи: сформировать умения ориентироваться в таких пространственных направлениях, как верх - низ, вперед - назад, вправо - влево, кругом, дальше - ближе. Обучение состояло из двух серий игр и упражнений. Первая серия направлена на формирование пространственных понятий, характеризующих местоположения предмета в пространстве. Вторая серия - направлена на определение удаленности предметов в пространстве.
На четвёртом этапе для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры («Найди игрушку», «Кто быстрее назовёт», в которых детей обучают организовывать и распознавать эти отношения. В качестве вспомогательного средства детям предлагаются карточки - схемы с изображением пространственных отношений между предметами, которые помогают детям в усвоении материала.
Во всех играх позиция ребенка выбиралась таким образом, чтобы он сам являлся точкой отсчета. Это оказывается наиболее оптимальным для рассмотрения и анализа пространственной ситуации. На каждом этапе коррекционной работы дети использовали словесные объяснения своих действий, что позволяло закрепить соответствующий речевой материал: пространственные предлоги, наречия.
У детей с ОНР существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной поверхности. Дети смещают рисунок относительно центра листа, не могут разместить предметы на листе в соответствии со словесной инструкцией. Была поставлена задача: сформировать умение определять верхний и нижний край поверхности, его правую и левую стороны, находить середину поверхности. В работе с детьми использовались задания: найти верхнюю и нижнюю полоски карточки и разложить определённое количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Затем предлагали рассмотреть узор, на котором изображено от трёх до пяти геометрических фигур. Сначала дети называли фигуру, расположенную в центре, а затем вверху и внизу или слева и справа от неё. Предлагались детям игры: «Нарисуй картинку из палочек», «Где бабочка?», «На лугу пасутся…» и другие.
Работа по развитию зрительного восприятия и узнавания дала следующие результаты:
-у детей сформировалось представление о ведущей руке, о частях лица и тела,
-игры и игровые упражнения позволили не только целенаправленно и ускоренно формировать зрительно- пространственное восприятие, но и в доступной интересной форме развивать познавательный процесс дошкольника;
- у детей наблюдался повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что способствовало активизации внимания и зрительной памяти;
целенаправленное, всестороннее восприятие предмета, сравнение его с другими предметами позволило быстрее активизировать словарь ребёнка;
-силуэтные и контурные изображения предметов помогли развивать зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом;
Сравнительные результаты обследования развития зрительно- пространственных представлений у дошкольников с ОНР подтверждают, что уровень развития зрительно- пространственного восприятия у детей увеличился на 40%.
Таким образом, реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи позволила успешно подготовить детей к обучению в школе, улучшила социальную адаптацию детей к школьным условиям.