Татьяна Ткачёва
Опыт работы Развитие познавательной интересов, самостоятельности, инициативы, интеллектуально-творческого потенциала дошколь
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности, развитию познавательных интересов и интеллектуально-творческого потенциала.
Публикация «Опыт работы Развитие познавательной интересов, самостоятельности, инициативы, интеллектуально-творческого потенциала дошколь» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
ФГОС ДО обозначены ориентиры, направленные на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. В связи с этим поиск эффективных средств и форм развития познавательной активности у детей дошкольного возраста становится одной из важнейших задач современного образования.
ФГОС ДО определены задачи познавательного развития :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В своей работе мы используем следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию :
- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование развивающих игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, развития речи.
Осуществляя комплексный подход к проблеме развития интеллектуально-познавательных способностей, нами разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников.
Интеллектуально-познавательному развитию дошкольников способствуют занятия по ФЭМП.
В непосредственной образовательной деятельности нами широко используется занимательный дидактический материал, который обыгрывается в разнообразных проблемно-игровых ситуациях, дидактических играх.
Особое внимание уделяем познавательно – исследовательской деятельности. Развивая познавательно-исследовательский интерес, показываем и проводим занимательные опыты, фокусы, привлекаем к простейшим экспериментам.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуально-познавательного и речевого развития ребенка.
Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогло нам использовать в работе самые разнообразные формы и методы:
- игровые, интегрированные занятия, беседы, совместную деятельность взрослого с детьми (опыты, наблюдения, эксперименты, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, самостоятельную деятельность детей (рисование, работа в природном уголке, обсуждение и проигрывание ситуаций; коллекциониро-вание, праздники, экологические сказки, инсценировки.
Ежедневно мы проводим наблюдения на прогулке (за изменениями в природе, птицами, растениями и др). Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивать экологическое мышление и разговорную речь ребенка. Находясь в природе, дети собирают разнообразный материал для изготовления различных поделок, коллажей «Осень в гости к нам пришла» (оттиск засушенными листьями + оригами).
Используемые наблюдения за изменениями в природе в разные периоды времён года, расширили и обогатили знания детей об их особенностях.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей. Нами был организован педагогический проект на тему «Осень в гости к нам пришла». Цель проекта: формирование представлений детей о природе родного края и её изменениях, происходящих в осенний период времени.
Неоценимую помощь оказывает в работе с детьми просмотр презентаций. Это помогает нам решить разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления; систематизировать и обобщать знания.
Серьёзное внимание уделяем взаимодействию с родителями, считаем их надёжными соратниками и союзниками в вопросах развития интеллектуально - познавательных способностей детей.