марина кудашова
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В Новейшем философском словаре, вышедшем под редакцией А. А. Грицанова, термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально – содержательный аспект социального взаимодействия».
Публикация «Опыт работы „Развитие коммуникативных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста : слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.
Чтобы помочь таким детям, я ввела в практику привлечение детей в сюрпризные моменты на занятиях.
Конечно, детям младшего дошкольного возраста очень сложно самостоятельно проявлять активность на занятиях, поэтому на первом этапе это несло пассивный характер.
Начала я эту работу в младшей дошкольной группе.
Детям это очень понравилось.
Летом в условиях пандемии нельзя было задействовать других сотрудников для участия в праздниках и досугах.
Я стала обходиться силами и участием своих детей.
Так все лето мы вместе с детьми проводили все досуги, а родители нас поддержали - помогали делать костюмы и маски.
А вот во время темы: "Лесная аптека" две подружки - ромашки искали вместе с детьми друзей.
В средней дошкольной группе мы решили, что на каждом занятии кто-то из детей будет помогать воспитателю.
Тема: "Овощи, фрукты"
Зайчонок просит детей помочь по описанию найти морковку.
Тема: "Мир растений"
Дети помогают Буратино узнать растения.
Тема: "Бытовая техника"
Дети рассказывают Незнайке, как облегчить домашний труд и какие бывают бытовые приборы.
Тема: "Осень"
Девочка Осень принесла в корзиночке признаки осени и поиграла с детьми.