Наталья Синягина
Опыт работы «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста определена в «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (Центр профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Авторы: В. И. Блинов, И. С. Сергеев, при участии Е. В. Зачесовой, Е. Ю. Есениной, И. В. Кузнецовой, П. Н. Новикова, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, Н. Ф. Родичева, А. Г. Серебрякова, О. В. Яценко, 2015 г.)
Основные идеи Концепции:
Публикация «Опыт работы „Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
– сопровождение самоопределения - равноценная составляющая процесса образования, наряду с обучением и воспитанием;
– сопровождение профессионального самоопределения – значимая составная часть общего процесса сопровождения самоопределения. Она должна рассматриваться как равноправный элемент в системе «общее образование – сопровождение профессионального самоопределения – профессиональное образование»;
– все три обозначенных процесса – воспитание, обучение и сопровождение самоопределения – одинаково важны в профориентационной работе.
Будучи сосредоточены на решении своих собственных проблем, взрослые (включая многих родителей и педагогов) все меньше времени и усилий готовы тратить на содержательное, в том числе неформальное общение с детьми, играть с ними, понимать их проблемы, связанные с их самоопределением в мире, и совместно находить пути их решения. Отказ от понимания детства-юношества как самоценного периода жизни лишает растущих людей тех возможностей, которые необходимы им для полноценного развития. Дети и молоджь, взросление которых проходит в атмосфере отчужденности, теряют веру в себя, способность опираться на себя, готовность делать выборы и принимать за них ответственность. У них формируются категоричные суждения и оценки, простой взгляд на мир, на себя самих. При этом почти не развивается способность противостоять манипулированию ими, их ценностями и взглядами, их поведением.
Предметом настоящей Концепции выступает непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, что, в свою очередь, обеспечивает непрерывный характер всего образовательного процесса. Непрерывность сопровождения профессионального самоопределения обеспечивается, прежде всего, формированием и последующим развитием набора профориентационных компетенций. На этапе дошкольного образования создаются условия для их формирования.
Задача воспитателя – на ранних этапах выявить интересы, способности воспитанников и развивать их в нужном направлении, оказывать методическую помощь родителям в вопросах поддержки профессионального самоопределения детей.
Практические результаты на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС):
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребенка сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, развита познавательная активность, интерес к профессиям взрослых; бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда, желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий на выбор.
Цель работы с детьми: формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Задачи:
– формирование предпосылок трудовой деятельности в быту и природе;
– расширение представления детей о способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд и мир увлечений); профессиональном труде, сфере производства, сфере услуг;
– формирование начальных навыков сотрудничества в продуктивной деятельности, партнёрства в движении, музицировании, коллективном исполнении, командных видах спорта;
– создание ситуаций совместной продуктивной деятельности, позволяющих детям получить интересный коллективный продукт; общий результат, требующий непосильного для одного объёма работы;
– организация совместной работы детей в парах для обучения согласованию действий обоих участников;
– создание условий для реализации на практике прав каждого на выполнение в совместной деятельности привлекательных и престижных функций: ведущего, руководителя, арбитра, инициатора общего дела и др. ;
– формирование способности к адекватной оценке результатов деятельности, в том числе собственной;
– закладывание основ психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывание установок на его конструктивное преодоление;
– формирование важнейших векторов нравственного, духовного развития: ориентацию на продуктивный и необходимый для других людей труд, приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи;
– формирование представления о существующем в обществе обмене товарами и услугами, зависимости чувств, настроения людей от качества труда других, его значимости для других;
– формирование ценности процветания и безопасности Родины;
– формирование представления о национальных природных богатствах, уникальных объектах природы;
– приобщение детей к достижениям отечественной культуры (искусства, науки, техники, ставшими вкладом в мировую культуру;
–формирование представления о деньгах, истории их происхождения, заработной плате, роли денег в жизни современного сообщества людей;
–создание условий развития и педагогической поддержки дошкольников,
– публичная поддержка и поощрение успехов детей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОО
1. Уголок познавательной и исследовательской деятельности.
2. Уголок «Безопасность дорожного движения».
3. Уголок «Медицинская помощь».
4. Театрализованный уголок.
5. Уголок конструирования.
6. Книжный уголок.
7. Уголок художественного творчества.
8. Физкультурный уголок.
9. Уголок природы.
Формы и методы совместной деятельности взрослого и ребенка:
– проектная деятельность: «Веселый огород»; «Огород на окне»; «Зимняя сказка» (снежные постройки); «Чудо-дерево» (исследовательский); «Детский сад» (профессии сотрудников);
– участие в конкурсах по художественно-эстетическому воспитанию, в спортивных соревнованиях «К стартам готов!»;
– самостоятельное и с помощью взрослого изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, елочных игрушек, сувениров для родителей, сотрудников детского сада, малышей.
– привлечение детей к дежурствам в «Уголке природы», при подготовке к занятиям, к хозяйственно-бытовому труду, труду на участке группы;
– сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
– наблюдение за трудом взрослых, старших дошкольников;
– экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в методический кабинет, в прачечную в пределах дошкольной организации;
– чтение художественной литературы;
– экспериментальная деятельность с различными материалами;
– мультимедийные презентации.
Заслуженные публичная поддержка, похвала и поощрение успехов ребенка в детском коллективе, материальное стимулирование в соответствии с возрастом ребенка прибавляют гораздо больше уверенности в достижении успехов детей, прибавят сил и желания в достижении поставленных целей.
В «Уголке для родителей» размещаются «Благодарности» родителям детей за активное сотрудничество. На самом видном месте размещаются «Почетные грамоты» детей.