Наталья Сазонова
Опыт работы, представленный на выставке педагогического мастерства
Опыт работы, представленный на выставке педагогического мастерства «Создание условий для развития интереса у детей к продуктивным видам деятельности».
Рисование, лепка, аппликация, конструирование — одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребенка. Придается большое значение мышечным ощущениям руки, и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования, лепки, аппликации, конструирования развивается не только рука, но и речь ребенка. «Рассказывая о своем рисунке, поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. У малыша развивается художественный вкус.
Публикация «Опыт работы, представленный на выставке педагогического мастерства» размещена в разделах
Рисование:
Рисование — самый популярный среди детей вид изобразительной деятельности, в ходе которого с помощью красящих материалов создаются изображения окружающей действительности. Оно знакомит детей с окружающим миром, формирует эстетический вкус, развивает креативность. Также рисование в раннем возрасте развивает зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Обучение рисованию сопровождается наглядно-игровой деятельностью. Сюжет будущего рисунка обыгрывается игрушками и предметами, озвучивается стихами, потешками, песнями. Такой подход заинтересовывает малышей, дольше удерживает их внимание, создает положительный настрой.
При обучении рисованию нужно учитывать физиологические особенности детей раннего возраста. Малыши не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу нажатия, ориентироваться на листе бумаги. Поэтому рисование в раннем возрасте стоит начинать с обучения воспитанников простейшим навыкам и приемам: правильно держать инструменты для рисования, рисовать линии и простые фигуры (круг, овал); не заходить за границы листа.
С детьми раннего возраста нужно рисовать конкретные предметы и явления, с которыми они хорошо знакомы. Чтобы изобразить определенный предмет, дети должны его целенаправленно изучить с помощью взрослого. Воспитатель помогает увидеть характерные признаки предмета или явления: цвет, форму, размер и т. д. Для этого перед началом занятия детям показывают предмет, который нужно будет нарисовать.
У дошкольников этого возраста еще не сформированы технические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Чтобы работы детей были более реалистичными мы можем использовать нетрадиционные техники, в которых минимальное участие ребенка ведет к лучшему результату.
средства обучения: наши разработки, опыт работы
- Прозрачный мольберт
- Роспись по ткани
- Штампики для рисования
- Сенсорный пакет для рисования
- Фигурные кисточки для рисования
- Валики для рисования
- Тренажеры: «Нарисуй дорожку», «Чьи следы»
- Д/И «Рисуй, стирай и снова играй»
Лепка:
Одним из приоритетных видов изобразительной деятельности для детей раннего возраста является лепка. Этот вид творчества задействует рецепторы на кончиках пальцев, что, в свою очередь, стимулирует работу зрительного, мыслительного, речевого центров головного мозга. Это открывает широкий спектр возможностей для решения задач образовательного процесса.
На основе этих задач мы разработали следующие средства, они способствуют эффективному обучению лепке
Обучение лепке в основном сводится к общим задачам:
1. Содействовать формированию интереса к лепке.
2. Знакомить со свойствами материала (мягкий, пластичный
— можно отрывать, что-то делать из него).
3. Учить аккуратно, пользоваться пластилином (не разбрасывать,
лепить за столом).
4. Обучать простейшим техническим приемам (отщипывать,
скатывать, раскатывать, сплющивать).
5. Формировать умение лепить несложные предметы.
Необходимое условие при обучении малышей — введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.
Наши техники:
- Тренажеры: «Раскрась пластилином», «Пластилиновые заплатки»
- Формочки для лепки
- Скалки для лепки
Хочу представить видео – нарезку по использованию
Подготовка к аппликации:
Аппликация — род изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги.
Как часть образовательного процесса занятия по аппликации начинают проводиться со второй младшей группы (дети 3–4 лет). Однако, уже у детей раннего возраста (малыши 1,5–3 лет) отдельные элементы аппликации мы вводим в ежедневное планирование. Иногда применяем для изготовления подарков, сувениров в праздничные недели.
Целями аппликативного творчества в раннем возрасте является:
• пополнение багажа знаний о мире вокруг — о цвете, размере, количестве и форме;
• стимуляция развития речи —
• тренировка мелкой моторики (выполняя задания на сенсорику, ребята перекладывают детали разного размера, цвета, тем самым развивают мышцы пальцев и рук);
• воспитание усидчивости и вкуса к творческим видам деятельности.
Занятия аппликацией в группе раннего возраста носят ознакомительный характер. Учитывая особенности возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все фигуры или их части малыши получают в готовом виде, не пользуясь клеем: мы предлагаем учить создавать композиции из различных материалов (поролон, магниты, находить определенное место для той или иной детали.
На занятиях воспитатель учит детей различать круг, квадрат, треугольник, дети учатся соотносить с предметами и называть цвета.
Дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Усваивают пространственные понятия вверху, внизу, в середине.
При выборе тематики занятий воспитатель проявляет выдумку и индивидуальность.
Воспитатель организует непосредственное восприятие предмета. Педагог задает вопросы, направляя внимание детей на качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.
Наши средства:
- Тренажеры: «Моя первая аппликация» (овощи, фрукты, пицца)
- Коллаж из поролона, магнитов
Именно нетрадиционные техники и средства в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности. Способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим.
Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.