Ольга Георгиевна Таланкина
Опыт работы познавательно-экспериментальной деятельности «Как мы лучок сажали»
«Огород на окне»
Дети - по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения, естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать Большое значение в познавательном развитии детей и правильного отношения к природе имеет выращивание растений на окне, так называемый «Огород на окне»в зимний период. Ухаживая за растениями, дети получают первые навыки выращивания растений своими руками, ухода за ними, узнают об условиях, которые необходимы для успешного проращивания семян и дальнейшего роста растений, развивается чувство ответственности за благополучное состояние растений. Развивается наблюдательность: замечая, как каждый день происходят изменения в росте растений, дети учатся связывать их с условиями, в которых они находятся. Всё это происходит во время непосредственного контакта с живой природой.
Публикация «Опыт работы познавательно-экспериментальной деятельности „Как мы лучок сажали“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
В феврале 2019 года началась работа по реализации проекта на тему «Огород на окне» в нашем детском саду. Мы создали свой огород в группе на подоконнике «Дачка в Ромашково» : оформили стекло с персонажами овощей «Веселый огород», внесли фигуры бабки и Чучела огородного, подготовили оборудование и материал.
Первыми решили посадить головки лука репчатого на зелень для еды –оформили грядки Чипполино.
Для этого изучили состав питательного грунта, смешали почвосмеси (песок, торф, землю, насыпали эту почвосмесь в индивидуальные стаканчики.
Посадив луковицы, тщательно их полили. Юные огородники решили ухаживать за своими посадками самостоятельно.
Каждое утро детишки подходили к «грядке», наблюдали за прорастанием луковиц, ухаживали, фиксировали в дневнике наблюдений изменения в росте растений.
Дети также получили знания и о пользе этого растения для организма человека. Когда начал подрастать лук, мы с ребятами начали срезку лука и употребляя его в пищу, отгоняли вирусы и болезни.
Вниманию родителей были представлены консультации «Огород на окне», «Как вырастить зеленый лучок дома» и предложено продолжить работу по данному проекту дома, посадив луковицы и фиксируя результаты наблюдения в графике роста растения.
Познавательно-экспериментальная деятельность в группе продолжалась. Видя неравномерный рост луковиц, мы задались вопросом: чего не хватает растениям? Какие условия необходимы для благополучного роста? Решили провести эксперимент, поместив луковицы в холод между рамами окна, в темную коробку в теплое место и на светлое окно в тепло. Стали наблюдать, фиксируя происходящие изменения.
Сделали вывод: для хорошего роста необходимы тепло, влага и свет.
Изучая разные способы посадки лука на окне, мы заинтересовались наиболее экономным использованием пространства окна – вертикальной посадкой.
И работа закипела. Взяли грунт, насыпали в емкость с прорезями, посадили луковицы.
За такой грядкой еще интересней ухаживать и наблюдать!
Однажды в группу для еды принесли лук фиолетового цвета. Это очень удивило детей, ведь внутри он тоже был фиолетовым. Мы решили поставить эксперимент: золотистая или фиолетовая луковица в стаканчике с водой прорастет раньше? Стали наблюдать и фиксировать их рост в дневнике наблюдений.
К удивлению всех наши луковицы росли совершенно синхронно! Высота зелени достигла уже 17 см.
Неожиданным для детей стало открытие, что посадку лука можно произвести семенами однолетнего растения - это лук-чернушка, который они самостоятельно посеяли в микропарник на окне.
Работая над проектом, педагоги и родители группы по крупицам собирали информацию о луковичном растении, его свойствах, применении в быту, видах посадки и способах выращивания, экспериментировании. Весь познавательный материал был помещен в пособии Лэпбук «Все о луке», который все время пополнялся исследуемым материалом (опыты и эксперименты, рисунки, графики роста, алгоритмы, рецепты и т. д.). Теперь можно в любой момент, открыв это пособие, узнать много интересного об этом полезном луковичном растении, вспомнить о своих исследованиях и познакомить с ними своих друзей.
Создание "Огорода на окне" позволило повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы.
Конечно же, на этом работа не закончилась. На улице наступила весна и мы с нетерпением ждем новых познаний, исследований, экспериментов и работ на грядках огорода во дворе детского сада.