Елена Кононова
Опыт работы по экологическиму воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
подготовительной группе детского сада.
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Публикация «Опыт работы по экологическиму воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я старалась сочетать разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель я вижу не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности мне помогли нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки, уроки-доброты, уроки мышления, КВН, аукционы, тренинги, экологические конкурсы, викторины и т. д В результате были проведены: занятие «В гостях у животных», Экологическая игра-викторина «В гостях у Флоры», Природоведческая викторина.
Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи старших дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.
В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный уголок природы и Лаборатория природы.
Главная особенность уголка природы– его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
Организуя деятельность по уходу за растениями, я делаю акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняю детям, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.
Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеются лупы на каждого ребенка. Также есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители. Для фиксирования результатов наблюдений оформлены индивидуальные «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). К каждому эксперименту имеются комплекты рисунков–символов, изображающие последовательность эксперимента.
А также мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:
•«Удивительные свойства воды»;
•«Воздух-невидимка»;
•«Его величество огонь»;
•«Чудеса под ногами»;
•«Волшебный магнит»
В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь родители оказывают при содержание природного уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.
Одной из основных форм работы ДОУ по экологическому воспитанию детей являются - экологические акции, направленные на сохранение и бережное отношение к природе. У детей воспитывается ответственное отношение к окружающей природной среде, умение следовать экологическим правилам Участие в экологических акциях помогает нашим детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.
Экологические акции являются хорошей экологической пропагандой среди родителей. Родители с энтузиазмом и желанием принимают участие в природоохранительных акциях, проводимых в ДОУ, и за это мы им благодарны.
В ноябре в ДОУ проводилась акция «Сохраним мир птиц»
Цель: вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную
помощь птицам; воспитывать гуманное отношение к живой природе.
Были проведены беседы с детьми на тему: «Помоги птицам зимой», целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, викторины, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков «Покормим птиц зимой», эколого-просветительская работа с родителями.
Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов: из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
Дети вместе с родителями сделали и разместили на деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада, 14 кормушек.
Наблюдая за пернатыми гостями, ребята установили, что птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корм надо засыпать вечером. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый день. Птицы быстро привыкают к кормушкам, и порой это единственные места, где они могут прокормиться. Над кормушкой обязательно должна быть крыша от дождя и снега, а то все птичье угощение размокнет или будет засыпано снегом. Самое лучшая еда - это семечки подсолнечника. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Постоянно подкармливая зимующих птиц, мы помогаем им пережить холодный период года, когда сложно добывать корм из-под снега, и сохраняем численность пернатых.
Сколько красивых птиц увидели на кормушках участники акции! Сколько положительных эмоций получили и дети, и взрослые от общения с природой!
Мною была разработана и проведена беседа : «Мой край родной-заповедные места Белгородской области», где мы познакомили детей с заповедниками, памятниками. Показали, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае (около 300 видов животных, около 50% из них нуждается в охране и около 30% видов являются редкими. В области доказано гнездование 7 видов птиц, занесенных в Красную книгу России (черный аист, беркут, орел-могильник, орлан-белохвост, скопа, змееяд, сапсан) и 9 видов птиц, являющихся кандидатами в Красную книгу России (чернозобая гагара, большой подорлик, филин, белая куропатка, кулик-сорока).
В проекте у нас составление «Зеленой книги» и «Красной книги». В Зелёной книге мы планируем собрать материалы о природе Белгородской области, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы будем собирать загадки, которые ребята сами придумают, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе нашего края, полученные на занятиях. А в красной книге мы планируем собрать совместно с детьми и родителями картинки, рассказы о исчезающих и редких видах животных и растений нашего края. Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.