оксана шевченко
Опыт работы по внедрению программы «Вдохновение» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по внедрению программы «Вдохновение» МБДОУ № 58 воспитателя Шевченко О. Н.
Сегодня я решила поделится нашим опытом по внедрению программы «Вдохновение».
Наша группа является инновационной площадкой по внедрению программы «Вдохновение».
Публикация «Опыт работы по внедрению программы „Вдохновение“ в ДОУ» размещена в разделах
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Данная программа открывает просторы для профессионального творчества, но в то же время позволяет построить полноценный качественный педагогический процесс.
Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс.
По данной программе мы работаем уже второй год.
Свою работу мы начали с изучения теории. Программа «Вдохновение» сопровождается учебно-методическим комплектом, который помогает реализовать ее положения, как начинающему, так и опытному педагогу.
На первом организационном родительском собрании родители были ознакомлены с особенностями новой программы.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности, в режимных моментах.
В начале работы, когда мы только приступали к внедрению программы встречались трудности, так как дети были еще маленькие (начало учебного года, средняя группа) и не всегда им было легко в выборе темы и определении того, чтобы они еще хотели узнать. Но дети с удовольствием собирались на «Утренний круг», благодаря которому дети стали хорошо ориентироваться в днях недели, понятиях вчера, сегодня, завтра, во временах года, месяцах. Также дети с удовольствием делились своими новостями.
Со временем выбор тем и обсуждение перестало у детей вызывать трудности. Дети стали более раскрепощенными в общении, в высказывании своих мыслей.
Работа по программе во многом носит проектно-тематический характер. Проект в основном длится от одного дня до недели, в зависимости от выбранной детьми темы.
За время работы по программе «Вдохновение» нами были разработаны и реализованы следующие проекты: «Дары осени», «Маленькие обитатели нашей планеты. Насекомые», «Такие разные грибы», «Маленькие экономисты», «Мы все такие разные», «Мир удивительных животных», «Хотим всё знать и измерять», «Опыты в каждый дом», «Наша планета Земля», «Все профессии нужны», «Почему самолёты летают», «От куда хлеб пришел», «Волшебный мир Корнея Чуковского», «Я и моё тело»
В программе «Вдохновение» отмечено, что главное отличие тематического подхода от проектного заключается в роли педагога и детей в каждом из них и цели, которую преследует каждый подход. В центре внимания работы над проектами находятся интересы, инициатива, идеи детей, их совместный выбор и решение. В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Тема может быть подана как педагогом, так и детьми. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта.
Работе над проектами способствовало использование «Модели трех вопросов», с помощью которой можно было понять уровень знаний детей и то, что детям интересно еще узнать. На основании данной модели составлялась план «Паутинка» по заданной теме, в котором отражается содержание деятельности в центрах активности. При планировании мы заранее определяем наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики, физической активности. В процессе работы, педагог может перемещаться между центрами. Обычно дети сами сигнализируют о необходимости участия взрослого.
Дети для своей деятельности самостоятельно выбирают центры по интересам. Самостоятельная деятельность проходит в форме игры и присутствует очень много творчества, это раскрепощает детей, программа позволяет формировать навыки общения со сверстниками, а воспитатель является другом, а не наставником. В процессе работы осуществляется постепенное усвоение программы, ознакомление с ней изнутри. Что позволило совмещать теорию и практику.
Продукты творчества детей оформляются в виде выставок в группе, размещаются на сайте и в родительском чате.
Благодаря реализации программы «Вдохновение» дети нашей группы стали более самостоятельны и организованы. Неизменной популярностью у детей пользуется центр творчества, потому что работая в нем дети могут реализовать свой творческий замысел, преобразовать образец в соответствии со своими желаниями, выбрать материал для работы и увидеть и сохранить продукт своей деятельности. Благодаря данной форме работы дети, ранее не проявлявшие интереса и инициативы стали с большим энтузиазмом принимать участие в работе в творческом центре. Дети учатся договариваться, слушать друг друга, работать в команде, учатся самостоятельно урегулировать конфликты. Именно работа в центрах активности позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство в достижении цели и сформировать свой уникальный опыт.
Подводя итог двухлетней работы по программе «Вдохновение» хочется отметить, что дети стали более любознательными, внимательными и активными, проявляют интерес к творчеству, умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы. Ведь именно на поддержку детской игры, развитие исследовательской активности ребенка, совместной деятельности взрослого и ребёнка и направлена программа «Вдохновение».
Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет педагогов и родителей на создание условий, которые комфортны нашим детям, в которых им хочется играть, познавать, творить и общаться!