Минкина Виолета
Опыт работы по введению православного компонента в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВВЕДЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА В ДОУ
«По парциальной программы духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила старший воспитатель высшей квалификационной категории Минкина Виолета Игоревна.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду должно стать неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка.
В нашем детском саду мы стремимся заложить основы духовно-нравственной личности через организацию дополнительной работы с детьми.
Публикация «Опыт работы по введению православного компонента в ДОУ» размещена в разделах
При организации православного компонента в нашем ДОУ поставлены следующие цели и задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания:
Цель: Формировать у детей первоначальные представления о православных праздниках, истории и жизни православных людей.
Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение, чувства патриотизма к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, традициям народа, защитникам.
2. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением, художественным произведением, нравственной беседой.
3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
4. Познакомить детей с традициями Православного праздника.
5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
6. Знакомить детей с церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно-нравственного и патриотического содержания.
7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
В ДОУ воспитанники успешно осваивают основы православной культуры. В своей работе воспитатели используют традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, инновационные технологии.
Разработан и утвержден план работы с детьми, педагогами и родителями по внедрению православного компонента в ДОУ.
Разработана и утверждена тематика бесед с педагогами и родителями.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста:
Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений по теме;
Цикл бесед под названием «Уроки доброты»;
Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Пасха, Благовещение);
Тематические выставки детско- родительского творчества;
знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской;
Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Мы обратились к духовно – нравственному ценностям и традициям отечественного образования и воспитания потому что православие, христианство составляют культурообразующую основу русского народа, его духовного облика и менталитета.
В течение учебного года согласно учебного плана были проведены православные и народные праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Святая Троица). Заканчивались праздники, как правило, традиционным угощением праздничным блюдом: на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинам.
Тематическая выставка детско- родительского творчества «Рождество». К этой выставке дети с родителями подошли творчески и подготовили разнообразные поделки.
Кроме этого воспитатели старшей и подготовительных групп осуществляли воспитательно-образовательный процесс, придерживаясь основ духовно-нравственного воспитания.
В нашем детском саду есть музей «Краеведения», в котором есть экспозиции: «Русская изба», «Казачья горница», «Народные ремесла», дети с удовольствием посещают музей где узнают о предметах старины, историю русского народа, знакомятся с утварью и бытом казаков, получают много интересной информации по краеведению.
Планируемые результаты внедрения программы:
У воспитанников возрастает интерес к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию и православной культуре. В процессе работы у каждого ребёнка сформировались представления о важных духовно – нравственных ценностях, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром. Нам кажется, что это и есть самое главное, из-за чего мы включились в работу по Православному компоненту : дети этой группы способны любить и сопереживать, воспитаны и толерантны. А значит, работа проведена не зря.
Вывод: В результате анализа можно сделать вывод, что образовательная деятельность «Парциальной программы духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста», проведенная с детьми в 2019 – 2020 учебном году была эффективна. В старших группах результаты освоения программы повысились с 64% до 82%. Из результатов освоения Православного компонента можно сделать вывод о том, что программа освоена детьми на 82%.
Кроме этого воспитатели проводили непосредственную работу с родителями для привлечения к совместной реализации Православного компонента. Были проведены родительские онлайн встречи, воспитателями проводились беседы, консультации, разъяснения. У родителей наблюдалась заинтересованность и поддержка в нашем направлении.
Организация работы по духовно – нравственному воспитанию – дело не простое, требующее единство желания родителей и их детей, чуткости и душевной тонкости воспитателя. Важно, чтобы педагог сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям. Необходимо и заинтересованное участие администрации ДОУ в создании условий для организации учебного процесса.
Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.