Надежда Суворова
Опыт работы «Экологические проекты — эффективный способ реализации экологического воспитания»
▼ Скачать +Заказ
Опыт работы по теме : «Экологические проекты-эффективный способ реализации экологического воспитания».
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования по нашему мнению - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Проектная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности, доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Публикация «Опыт работы „Экологические проекты — эффективный способ реализации экологического воспитания“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Участие в проекте помогло детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У ребят появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Проектная деятельность в нашем детском саду стала частью учебного процесса. В 2011-2012 учебном году были успешно реализованы такие проекты как : «Осенние мотивы», «Раз-песчинка,два-песчинка», «Животные планеты Земля», «Зимушка-зима», «Загадки комнатных растений», «Прогулка в лес», «Русская красавица».
Экологический творческий проект «Зимушка-зима» направлен на:
выявление признаков наступления зимы в природе, предсказание погоды по народным приметам, поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц;поиск информации о средствах, способах и методах сохранения и укрепления собственного здоровья (о закаливании, витаминах, значении зарядки и спорта, о профилактике простудных заболеваний, соблюдение мер безопасности на зимних водоемах.
Для реализации проекта дети разделились на творческие группы по интересам. Четыре группы представляли собой редакционные советы телевизионных программ “Зимушка - зима” и пятая группа: зрители – готовили вопросы для эфира каждой передачи. Все редакции готовили свою программу и сценарии:
“Прогноз погоды” – телепередача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет.
“Клуб путешественников” – телепередача о состоянии почвы, водоемов и растений зимой.
“Диалоги о животных” – телепередача о сезонных изменениях в жизни животных.
“Здоровье” – телепередача о технологиях укрепления здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи.
Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно – популярной литературе. Каждая групп выполняла задания, которые были определены путем совместного обсуждения.
Редакция программы “Прогноз погоды” : составляет картотеку народных примет: “Шкатулка зимних примет”, оформляет “фенологическое дерево” - зимние явления в природе.
Редакция программы “Клуб путешественников” : готовит фотоальбом “Зимушка – Зима” с зимними пейзажами.
Редакция программы “Диалоги о животных” : организует выставку детских книг “Как зимуют дикие животные”, готовит сообщения о зимовке различных животных, птиц.
Редакция программы “Здоровье” : оформляет журнал “Здоровье”.
Итог проекта – выступление редакций, которые в своих передачах рассказывают о зиме.
Проект был реализован в течение месяца. Проводились беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы. Группе “Клуб путешественников” была оказана помощь при изготовлении фотоальбома. Группе “Здоровье” – в издательстве журнала. Группе “Прогноз погоды” были даны рекомендации по оформлению картотеки зимних примет и “фенологического дерева”. У группы “Диалоги о животных” выполнение задания не вызвало затруднений.
По нашим наблюдениям данный проект нашел значительный эмоционально – познавательный отклик у детей, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически – развивающих задач.
Традиционно мы пересаживаем комнатные растения в детском саду и дети принимают активное участие в процессе. В ходе работы ребята стали нас расспрашивать «А почему, у этого цветка листья красные, а у того светло-зелёные, «А как называется этот цветок, «А у меня тоже дома есть такой».
Так возникла идея исследования.
Экологический проект «Комнатные растения» Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
Данный проект помог детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагога, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки. Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.
Проект : «Белоствольная красавица» был рассчитан на значительный отрезок времени (начат в сентябре,а завершён в мае презентацией)
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории детского сада, в лес с родителями дети могли больше узнать о березах: найти березу вблизи участка, дать ей имя, следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое: какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях. В процессе проекта дети рисовали, сочиняли сказки, слушали музыку, танцевали.
В ходе проекта дети получили представление о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза, почему это дерево так почитаемо на Руси.
Итак,метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.