Надежда Вьюгина
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей»
Общение для человека – важная часть жизни. Оно строится как игра, по определенным правилам. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте общение предполагает развитие речи, эмоций, которые выражаются мимикой, жестами, движениями. Для таких проявлений актуальными являются игры, побуждающие к установлению речевых контактов со сверстниками, развивающие коммуникативные навыки, и игры, где нужны согласованные действия, взаимопомощь, театрализованные игры.
Театр любят все! Это удивительное место, где мир сказок и чудес представляют нам артисты и знакомят зрителя с героями.
Театральная деятельность – это, пожалуй, самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Для ребенка игра – это способ знакомства с теми ролями, которые ему предстоит играть, став взрослым. Почти в каждой игре есть партнер, и возникает необходимость соблюдения правил партнерства, правил общения, коммуникации. Театральная игра всегда ставит ребенка в такие условия, и он, принимая на себя разные роли, учится общаться в разных ситуациях (жизненных, фантастических).
Дети моей группы вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками с трудом. Во время общения чувствуют себя смущенно.
Поэтому я для себя провела анализ развития коммуникативных навыков детей в театрализованной деятельности. Выяснилось, что у детей неустойчивые, ситуативные побуждения, знания представления отрывочные, не четкие, дети не проявляют доброжелательности друг к другу, не могут самостоятельно договориться, спланировать свою деятельность, не вступают в контакт со взрослыми, не используют средства выразительности.
Такое состояние детей моей группы побудило меня заняться решением данной проблемы. Для этого я обратилась к основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а точнее к театрализованным играм. Детям нужны активные игры, побуждающие к установлению контактов со сверстниками, развивающие их коммуникативные навыки, в которых нужны согласованные действия, взаимопомощь. Театрализованные игры учат детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, подражать положительным героям, учат взаимодействовать в различных ситуациях. Театрализованные игры воспитывают у детей такие качества личности как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать другим людям, чувство взаимопомощи. Детям нравиться быть актерами, артистами, они легко вживаются в роль своего персонажа.
Поэтому цель моей работы : : развитие социально-коммуникативных навыков у детей через театрализованную деятельность
Для развития детей в театрализованной деятельности я ставлю перед собой следующие задачи:
• создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, развития творческой активности детей (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
• приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами культурных театров);
• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;
• способствовать развитию навыков общения, адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
• формировать у детей положительное отношение к окружающим, правильной самооценки.
Система работы состоит из создания предметно пространственной развивающей среды, взаимодействие со специалистами, взаимодействие с родителями и в конкретной работе с детьми по парциальной программе «Театр. Творчество. Дети» Сорокиной, Мелонович и др.
Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов. Вначале, я знакомлю детей со сказкой, коротким рассказом, а затем провожу по ним короткую беседу, поясняющую и выясняющую понимание содержания. Например, после чтения С. Маршака «Котята» Спрашиваю у детей :
«Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?», «По каким словам», «А потом что произошло»
Чем полнее и эмоциональнее воспринимают произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать сказку, потешку, стихотворение.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, я использую специальные упражнения: Например, читаю отрывок из сказки и спрашиваю: «Вы согласны, что эта песня принадлежит козе, а не волку из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки – ребятушки, отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.
Большую роль в осмыслении материала играет рассматривание иллюстраций в детских книгах, а так же видеофильмы по различным произведениям, посещение театров в детском саду (театр «Вера», «Бригантина», литературные вечера с детским поэтами (знакомство с поэтом Богдариным).
Особое внимание я уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках, участвующих в театральных постановках («Что с ним?», Почему он плачет?» и др.) После этого предлагаю одному ребёнку вместе со мной разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся при помощи речи, ее эмоциональному перевоплощению в героя персонажа.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроя;
- театрализованная деятельность (В равных формах, где каждый ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приемы:
• Театральные этюды и упражнения; (примеры)
• Игры на превращения;
• Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
• Ритмопластика;
• Игры на развитие двигательных способностей;
• Ритмический этюд;
• Музыкально-пластические импровизации;
• Жесты;
• Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка).
• Упражнения на дыхание;
• Сочини сказку;
• Придумай диалог;
• Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
• Скороговорки.
Поскольку ребенок играет сам, то использует все средства выразительности : интонацию, мимику, пантомимику, жесты, движение
Для развития выразительных движений использую психогимнастику по Чистяковой М. И. (мимика, жесты, пантомимика). Этюды: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Стрекоза замёрзла» и т. д. Работа с пиктограммами. Также провожу работу над развитием движения, памяти, внимания.
В деятельность кружка включаю :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- разыгрывание простых сказок инсценировок;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальные и невербальные).
Ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли – это способствует развитию уверенности в себе. Проигрывая роль в паре, ребенок развивает умение вести диалог с детьми, со взрослыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. В этом нам помогает логопед.
Для отработки речи детей с удовольствием играем в игры «Интонации», «Разные настроения», В которых надо по картинкам с разной интонацией произнести слова «возьми»», «принеси», «помоги» и др. злобно, приветливо, небрежно. Для такой работы привлекаю психолога.
Большой отрезок времени, посвящается в работе над выразительными движениями. Для этого использую подвижные игры: «Море волнуется…», «Сова», «Дедушка Мазай» и др. Передавать характерные движения героев помогает музыкальное сопровождение: дети изображают «Снежинки», «Медвежата выздоровели», «Листопад», и др. Работа музыкального руководителя.
Такая работа проходит в тесном взаимодействии с родителями. Для этого организуем:
1. наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
2. памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
3. посещение театра с родителями
4. Фотовыставки после выступлений и посещений театра ;
5. Совместное участие в постановках
6. день открытых дверей, дружеские встречи;
7. индивидуальные беседы;
8. помощь в изготовлении костюмов и декораций
Повторный анализ развития коммуникативных навыков через теарализованную деятельность показал что
• Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в разных видах деятельности;
• В общении со взрослыми могут быть инициаторами беседы, разговора;
• Дети знают много сказок, небольших инсценировок;
• Большинство детей с интересом участвует в драматизации и любят выступать (на праздниках)
Такие мини проекты в работе я использую по каждой теме комплексно –тематического плана и демонструю их в виде небольших этюдов, спектаклей на праздниках, для родителей, для детей других групп