марина шекалина
Опыт работы по теме «Продуктивная деятельность старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Публикация «Опыт работы по теме „Продуктивная деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.
Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.
На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. В данном опыте, я не буду представлять традиционные техники изобразительной деятельности, а остановлюсь на таких техниках как:
монотипия, по гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении;
граттаж еще называют «цап-царапки»! Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов;
пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. На занятиях по аппликации, я знакомила детей с техникой «мозаика из бумажных комочков». Бумагу можно использовать самую разнообразную: простую цветную, гофрированную, бумажные салфетки, фантики, фольгу и даже старые газеты. Единственное условие - бумага должна быть достаточно мягкой;
Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.
Конечно, прежде всего, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества (устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности. Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей. Занятия со строительным материалом развивают творческую инициативу и фантазию.
Существуют следующие виды конструирования:
• из строительного материала,
• наборов конструкторов,
• бумаги,
• природного, и других материалов.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести:
• органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.);
• целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес;
• создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать).
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является всестороннее развитие творческих способностей старших дошкольников через продуктивную деятельность.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
• развитие творческого воображения ребёнка,
• формирование важных качеств; умения слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения,
• развитие образного мышления; свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать,
• воспитание самостоятельности, целеустремленности, волевых качеств ребенка,
• формирование умения предвидеть будущий результат;
• обогащение и развитие речи;
• формирование пространственных представлений,
• развитие мускулатуры руки, координации движений,
• стимулирование сотворчества детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности,
• формирование таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Содержание продуктивной деятельности, проводимой мною с детьми, следующее:
• работа по образцам;
• работа по графическим схемам;
• работа по словесному описанию;
• работа по понятию;
• работа по замыслу.
Продуктивная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
• изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
• создание произведений для собственной художественной галереи;
• создание макетов;
• изготовление украшений и сувениров к праздникам (поздравительные открытки, пригласительные билеты, афиши, гирлянды, ёлочные украшения и пр.);
• создание и оформление «книги» (книги по собственным рассказам детей, летопись группы, дневник природы, книга сказок);
• создание коллективного рассказа, где все слова начинаются с одной буквы и пр., данный вид деятельности развивает устное творчество детей, способствует освоению чтения и письма;
• подготовка материалов для «театра»(спектакля) — изготовление декораций, элементов костюма и пр. Данный вид деятельности связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы.
Результатом проделанной работы является :
• создание системы занятий продуктивной деятельностью старших дошкольников;
• формирование у детей творческих способностей;
• улучшение психологического самочувствия каждого ребенка в группе;
• успешное подготовка детей к обучению в школе.
Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. Продуктивная детская деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, труд, коммуникация, социализация, безопасность. Занимаясь художественным творчеством нельзя не сделать акцент на развитие речи детей. В настоящий момент в речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений.
Занятия непосредственно-образовательной деятельностью с детьми проводились по следующим направлениям:
• пересказ программных литературных произведений и рисование отдельных эпизодов с целью составления иллюстраций этого произведения,
• индивидуальное придумывание слов на заданную букву, составление предложения из этих слов и рисование сюжетной работы,
• сочинение небольших стихов, по определённой форме, написанных на поздравительной открытке,
• составление описательного рассказа о своей постройке, семье, гербе семьи, о себе,
• рисование в виде знаков, по типу дорожных, правил поведения в группе, раздевалке и т. п. ,
• придумывание сказок о городе и запись их с использованием мнемотехники,
• использование пиктограмм при рисовании сказки по условию и запись её содержания воспитателем,
Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
Детские поделки использовались в оформлении детского сада, были организованы выставки поделок из природного материала.
При взаимодействии с родителями использую следующие формы работы :
• консультации,
• папки – передвижки;
• провожу выставки с участием родителей,
• изготовление поделок,
• развлечения,
• родительские собрания.
Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносили разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей.
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью.
1 год обучения
Месяц Содержание работы Итоговый продукт
ноябрь Проектная деятельность по теме : Знаки дорожного движения. Конкурс «Мой дорожный знак». Создание макета «Транспорт и люди».
декабрь Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.
январь Знакомство с техникой «плетения» из бумажных полосок. Выставка работ детей «Звери в клеточку».
февраль Техника «оригами». Складывание сердечек. Поздравительная открытка для родителей.
март Изготовление «гофротрубочек» с целью создания живописных работ. Выставка «Мой космос». Коллективная работа «75 лет Калинискому району».
апрель Знакомство детей с техникой «торцевание». Создание выставки детских работ «Мой пушистик».
май Техника «квиллинг» или «бумагокручение» (использование полосок из гофрокартона). Оформление пригласительных открыток на праздник.
2 год обучения
Месяц Содержание работы Итоговый продукт
ноябрь Знакомство с техникой «монотипия». Развитие творческого воображения ребёнка. Создание выставки работ «Там, на неведомых дорожках.»
декабрь Техника «граттаж» или «цап-царапки». Развиваем навыки ручного труда. Выставка работ детей «Силуэты родного города».
январь «Мозаика из бумажных комочков» - один из видов детской аппликации. Начало изготовления индивидуальных подарков к Дню Защитника Отечества.
февраль Знакомство детей с «портретом», «горельефом», «барельефом». Поздравительная открытка и барельеф папы к празднику.
март Знакомство с техникой «пуантирование». Создание афиш к спектаклю «Красная Шапочка».
апрель Модельное конструирование из бумаги (картона) и проволоки. Изготовление самодельных часов для занятий НОД.
май Техника «квиллинг» или «бумагокручение» (использование полосок из тонкой бумаги). Оформление пригласительных открыток на выпускной бал.
Систематическая работа продуктивной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста привела к созданию системы занятий продуктивной деятельностью старших дошкольников, что способствовало формированию у детей творческих способностей, улучшило психологическое самочувствие каждого ребенка в группе и позволило успешно подготовить детей к обучению в школе.
Литература:
• Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование, М., 1999г. ,
• Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду, М., 2005г. ,
• Комарова Т. С. Детское художественное творчество, М., 2005 г. ,
• https://spb-tei.ru/2005/08/18/produktivnye-vidy-dejatelnosti. html,
• https://disslib.ru/catalog/117/28214,
• https://dohcolonoc.ru/cons/1617-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-teoreticheskie-osnovy-razvitiya-rechi-starshikh-doshkolnikov.html,
• https://stranamasterov.ru/.