Наталья Совкина
Опыт работы по теме: «Личностно-ориентированный подход к одаренным детям». Выступление.
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход к одаренным детям
«Игра, как средство формирования познавательных процессов и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» (развитие одарённости у детей)
1. Актуальность
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Публикация «Опыт работы по теме: „Личностно-ориентированный подход к одаренным детям“, Выступление,» размещена в разделах
Четвертый год жизни – ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии.
В этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. Малыши становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы, часто высказывают элементарные суждения об окружающих вещах и явлениях. Все это обогащает их речь, развивает наглядно-образное мышление и воображение.
Понаблюдав за играми, поиграв с детьми своей группы, я пришла к выводу о том, что дети охотно принимают участие в предложенных им играх, склонны к творчеству, что в группе есть дети со способностями в познавательных процессах. И поэтому моя тема по самообразованию звучит так: "Личностно - ориентированный подход к одаренным детям"
2. Что такое одаренность
Одаренные дети. Кто они? Что мы понимаем под термином «одаренные дети»? Это — дети, способные к обобщениям, умеющие оригинально мыслить: они умеют ду-мать и находить неожиданный способ решения там, где есть готовый алгоритм.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
• Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Цели работы с одаренными детьми
• выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
Задачи работы
создавать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявление и развитие одаренности детей;
формировать навыки социализации одаренного дошкольника;
развивать творческие способности и познавательные процессы одаренного ребенка
знакомить родителей с особенностями развития одаренного ребенка и обучать эффективным способам его развития.
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия участников образовательного процесса.
Работа над методической темой строилась поэтапно:
На подготовительном этапе мной была изучена методическая и научная литература по вопросу личностно - ориентированного подхода к одаренным, талантливым детям, а так же вопросу игровой деятельности дошкольников. Методом наблюдения были выявлены дети с задатками творчества, которые в дальнейшем были разделены на группы:
" Творчество" и "Процессы". Разработано перспективное планирование для работы с детьми. Планирование направлено на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, развитие любознательности, коммуникабельности.. Для оснащения предметно-развивающей среды в группе был подобран необходимый материал, опробованы различные формы работы с детьми : (разрезные картинки, игровые упражнения на развитие познавательных процессов, игровые методики)
Основной этап работы предполагал :
1. Реализацию намеченной работы с детьми, согласно перспективного планирования по развитию способностей младших дошкольников. Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, то совместная деятельность с детьми проходит в игровой форме. Игра для детей – это средство отдыха и обучения одновременно. В содержание образования включаются игры, способствующие овладению и развитию ребенком творческих способностей и познавательных процессов, наглядного моделирования: дидактическая игра "Четвертый лишний", "Цветная геометрия", "Найди отличия", НОД "Путешествие на паровозике".
2. Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка были определены следующие:
1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы с родителями :
• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
• Консультации для родителей по теме «О талантливых детях, заботливым родителям», «Одаренные дети – кто они?» "Как игра влияет на способности детей"
• Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
• Совместное участие в творческих конкурсах ребенка и родителя (Выставка рисунков "Край на северный",творческий конкурс "Весенние лучики".
Педагогам было представлено тематическое планирование по методической теме. Проведены консультации об одаренных детях, детях со способностями.
Сейчас наши первые достижения не велики, но мы работаем, развиваемся. Первые работы детей из группы " Творчество" были представлены на выставке рисунков "Край мой северный" в нашем образовательном учреждении, выставке для родителей "Я так умею", также первые достижения были и в группе "Процессы", дети участвовали во внутрисадовых конкурсах чтецов "Игрушки" и "Золотая Осень", где заняли первые места. Готовимся принимать участие во всех возможных конкурсах.
На заключительном этапе предполагается подведение итогов за время работы над темой (диагностика и анализ результатов).
Игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, способностей.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных, талантливых детей в процессе их обучения по специальным программам и в процессе игровой деятельности, либо в процессе индивидуализированного образования.
Работа с детьми будет продолжаться и в следующей группе, но уже по другому планированию, которое разработается в соответствии с возрастом детей группы.