Екатерина Лаврентьева
Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я - Лаврентьева Екатерина Анатольевна, музыкальный руководитель БДОУ г. Омска "Детский сад №214 комбинированного вида". Сегодня Вашему вниманию я представлю опыт работы по теме "Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников ".
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях как средство всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает поиск новых путей, методов для достижения наилучших результатов во всестороннем развитии дошкольников.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) главной задачей является развитие музыкальных способностей. Музыкальность дошкольника проявляется через эмоциональную отзывчивость на музыку, а музыкальные способности – через восприятие и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет добиться лучших результатов в музыкальном развитии дошкольников, т. к. ребенок этого возраста активно познает мир именно опытно-экспериментальным, исследовательским путем.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». Любопытство – естественная реакция дошкольников на все новое и неожиданное. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность.
На сегодняшний день очевидно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. В связи с этим педагоги, начиная с дошкольного образования, широко используют различные методики проблемного обучения, в том числе разнообразные формы познавательно–исследовательской деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и обуславливает активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на многие вопросы. Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, научаются изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Наша задача создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет реализовать себя соответственно своим интересам и способностям, а так же поставленным образовательным целям и задачам.
Исследовательский подход в обучении включает:
- опору на непосредственный опыт ребенка, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности;
- активное освоение мира;
- создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
В основе опытно-экспериментальной деятельности лежат методические принципы, представленные на слайде:
1. принцип свободного творчества;
2. принцип целостного подхода в решении педагогических задач;
3. принцип последовательности;
4. принцип партнерства;
5. принцип положительной оценки деятельности детей.
Проведение опытов и экспериментов на музыкальных занятиях и в повседневной жизни ребенка помогает решать много образовательных и воспитательных задач, которые вы видите на экране:
- формирование и развитие познавательной активности;
- развитие сенсорных, слуховых представлений;
- расширение кругозора;
- развитие тембрового, звуковысотного слуха;
- формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности;
- развитие творческих навыков;
- знакомство со способами изготовления простейших музыкальных инструментов и их применения;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- обогащение словарного запаса;
- формирование начальных представлений о звуке и его свойствах;
- развитие внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления,
- расширение представлений о связи музыки и жизни;
- формирование навыка охраны здоровья;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- укрепление интереса к музыкальному искусству.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях я подготовила картотеку опытов и экспериментов со звуком для детей всех возрастных групп детского сада.
Некоторые из них я сейчас представлю Вашему вниманию.
1. Младшая группа: "Что звучит?". Эту экспериментальную деятельность можно проводить разными способами: 1й из них - известная всем дидактическая игра "Угадай инструмент". Вы сейчас видите фотографии на слайде именно этого варианта. Также можно использовать не музыкальные инструменты, а другие шумовые звуки. Я, например, использовала такие: переливание воды стаканом в контейнер, стук камня о камень, звук шуршания бумаги, треск расчески и др. В конце каждого эксперимента ширма или зонт убирается, мы с детьми рассматриваем то, что там лежало, пробуем извлекать звуки разными способами.
2. Младшая группа: "На что похоже?". В данном эксперименте детям предлагаются изображения, которые необходимо сопоставить, исходя из своего жизненного опыта. На видео видно, что дети с удовольствием участвуют в эксперименте.
3. Средняя группа : "Откуда берется голос?" В начале работы в детском саду я испытывала затруднения в объяснении детям данной темы. Представленный эксперимент до сих пор является для меня палочкой-выручалочкой при ознакомлении со строением голосового аппарата, правилами охраны голоса. Я предлагаю ребятам положить руку на горлышко, произнести разные слова шепотом, потом громко. Выясняем, что, когда говорили громко в горлышке что-то дрожало; когда говорили шепотом дрожания не было. Знакомимся со строением органов речи, сравнивая голосовые связки с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Также на таких занятиях я обязательно стараюсь полностью открыть фортепиано. Дети с интересом рассматривают его строение, мы вместе выясняем, что пока струна дрожит, звук длится, а когда останавливается вибрация струны - звук прекращается. Так же обращаем особое внимание, что если сильно ударить по струне или дернуть ее, то струна порвется. И дети знакомятся с правилами охраны голоса. Ребятам очень интересно, данный эксперимент запоминается им надолго.
4. Старшая группа: "Почему мишутка пищал?". При проведении этого эксперимента мне тоже помогает разобранное фортепиано, с помощью которого мы выясняем соотношение толщины и длины струны с высотой звука. Гусли тоже являются прекрасным атрибутом указанного эксперимента.
5. Старшая группа: "Звучащие жесты" В старшей группе я знакомлю воспитанников с технологией "Звучащие жесты". Предварительно мы рассматриваем иллюстрации, вспоминаем, каким бывает дождь, чем его можно нарисовать. И я предлагаю нарисовать его с помощью своего тела. Используя щелчки, притопы, шлепки, хлопки, мы подражаем звукам дождя.
6. Подготовительная группа: "Как видят летучие мыши?" Для проведения этого эксперимента необходима емкость с водой, дощечка или широкий пластиковый отрезок, бумажные или иные кораблики, небольшой резиновый мячик. В ходе занятия мы выясняем как ориентируются летучие мыши в темноте, знакомимся с понятиями "звуковая волна" и "эхолокация". Как это происходит, можно посмотреть на экране.
В любой возрастной группе дети с удовольствием участвуют в озвучивании сказок. В каталоге опытов и экспериментов сказки-шумелки занимают почетное место. На видео представлена сказка-шумелка "Трусливый заяц" в исполнении 2 младшей группы.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что опытно-экспериментальная деятельность в детском саду благоприятно влияет на всестороннее развитие дошкольников, является актуальным, доступным и очень увлекательным для воспитанников всех возрастных групп в ДОУ.
Представленный мною материал доступен для ознакомления, скачивания и использования в своей практике на сайте нашего детского сада. Желаю всем успешных экспериментов!
Также на сайте представлены ссылки на материалы по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, которые я использовала в своей практике и при подготовке к данному выступлению. Они могут быть полезны музыкальным руководителям и другим педагогам дошкольных образовательных учреждений для организации опытно-экспериментальной деятельности на музыкальных занятиях и в повседневной жизни в детском саду. Творите с нами, творите как мы, творите лучше нас!
Спасибо за внимание.