Дарья Гарипова
Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей
▼ Скачать +Заказ
Опыт работы по теме : «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Гарипова Д. А.
Я хочу все попробовать сама, убедиться, как вода приобретает цвет, почему из сухого песка не построишь ничего, как можно из масла, воды, красителей и шипучей витаминки сделать игрушку на созерцание, как тонет камень в воде, как можно сделать калейдоскоп из конфет при помощи воды и красителей. Мне до сих пор это интересно и познавательно.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, я развиваю детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
По моему опыту детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности в течение дня нахождения ребёнка в дошкольном учреждении.
Я поставила для себя цель: формировать познавательный интерес детей через опыты и эксперименты.
И задачи:
1. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
2. Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
3. Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.
Изучила методическую литературу по данному вопросу, интернет ресурсы.
Систематизировала и создала свой опыт.
Свою работу построила по трем взаимосвязанным направлениям:
• живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);
• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
• человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).
Дети активно участвовали в предложенных мною экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать: исследовать различные предметы. В ходе моего опыта я убедились в том, что экспериментирование как игра по определенным правилам так увлекает дошкольника, что и после окончания эксперимента он переносит его в свободную игровую деятельность. Любимым местом в группе стал уголок экспериментирования, в котором может продолжаться детская игра в исследование. Здесь проявляется избирательность интересов ребенка : одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с компасом. Игры в исследование, по моему мнению, способны перерасти в реальное творчество. И при этом вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого воображения. Особенно это наглядно было видно, когда я знакомила детей с сезонными изменениями в природе, что открыло широкие возможности для детского экспериментирования. Как много интересного происходит с водой и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит. Поздней осенью и зимой особенно было интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают, что лед, снег, дождь, пар - все это вода. Попробуем поиграть так, чтобы они сами сделали такой вывод. Начать лучше всего с чтения детской литературы, описывающей, как может выглядеть вода - в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т. д. С наступлением холодов проводили простой опыт. Готовили вместе несколько мисочек с сильно окрашенной водой и ставили их на ночь на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спрашивала у детей, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы они сами пришли к выводу, что холод заморозил воду. Выясняем, навсегда ли она такой останется, наблюдаем за ее таянием. Этим самым, подвела детей к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении - тает.
В работе с почвой ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной.
Также для изучения такого явления, как воздух, создала необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.
В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе НОД «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.
При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а пробует разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
В подготовительной группе проведение экспериментов эта нормой жизни. Их я рассматриваю не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Опытно-экспериментальная работа с детьми осуществляется мною с применением следующих форм и методов :
1. наблюдения;
2. путешествия;
3. опыты : вода, песок
4. Эксперименты (с молоком, с шоколадом, с магнитом)
5. трудовая деятельность в природе;
6. экскурсии;
7. лаборатории;
8. экологические сказки с привлечением регионального компонента
9. проекты;
Расскажу как я их применяю в своей работе:
1. наблюдение как метод экспериментально-исследовательской деятельности неразрывно связан с проведением непосредственно эксперимента. В процессе проведения опыта дошкольники наблюдают за изменением состояния веществ, их взаимодействием друг с другом. В результате проведения серии наблюдений дети фиксируют результаты эксперимента и делают выводы о полученных результатах.
2. Путешествия эффективны при ознакомлении детей старшего возраста с физическими процессами в мире неживой природы, со свойствами веществ. Они позволяют детям «погрузиться» в интересный для них мир, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В форме путешествий дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «капельку воды», «огонёк», «песчинку» и т. д.
3. В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседую с дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.
4. Проводимые мною экскурсии позволяют осуществить экспериментальную деятельность в естественных, природных условиях. Так, например, изменение состояния песка при взаимодействии его с водой, мы можем проследить во время дождя на прогулке. Или осуществить сравнение свойств песка, глины и земли непосредственно на участке детского сада. Проведение экспериментов в ходе экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, формирует представления об объектах и явлениях неживой природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, сенсорных способностей, возникновению интереса к природе. Лаборатория новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ естественно - научных представлений. Моей педагогической находкой стала лаборатория «Юный ученый» это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке. В лаборатории дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории придумываем вместе и каждый раз по разному.
5. Моделирование (графики, схемы и планы).
6. Метод проектов. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности побуждают к сотрудничеству, поддерживают их стремление контактировать с педагогом. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких-то этапах могут осуществлять исследовательскую, продуктивную, игровую деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведет к созданию общего продукта. Появление материального социально-значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности с детьми.
7. Чтение стихотворений и художественных произведений о воде, воздухе, песке способствуют развитию эстетического вкуса у детей и воспитанию любви к природе.
8. Экологические сказки, игры регионального компонента О. Г. Гольской «Край Родной, Земля Амурская». Детская познавательная литература Амурской писательницы Людмилы Мерзляковой, Л. С. Згурской «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
9. В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по стаканчику из стекла и пластмассы). Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
10. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования: зубной щеткой, целлофаном по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, экспериментах с различными материалами: вода, песок, глина, молоко, сахар, шоколад, соль. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойства, состав, возможности.
11. Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планирую кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени.
12. Природоохранные акции - это социально - значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей «Город берегу». В ходе проведения данных акций дети совместно с родителями участвовали в экспериментальной деятельности, связанной с тематикой акции, а именно: изучение свойств воды, фиксацией роста дерева. В результате проведения этих акций у детей формировалось созидательное, бережное отношение к природе.
13. Используемые мною дидактические игры в экспериментально-исследовательской деятельности являются важным фактором повышения познавательного интереса старших дошкольников. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. Дидактическая игра служит обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, песок, глина, земля, вода - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе и бережное отношение к ней.
14. В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие информативные тексты. С помощью планшета и 3 D очков + программы DEVAR мы их оживляем.
В опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы очень эффективно используется ИКТ. В век информатизации дети с увлечением знакомятся с миром природы и её объектами с помощью современных технологий, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала.
Я стараюсь ненавязчиво подвести детей к деятельности экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняю, что они хотят получить, но в ход вмешиваюсь. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная. Для того, чтобы ребенок после проведения опытов совместно с воспитателем смог самостоятельно продолжить исследования по изучаемой теме, в группе есть все для экспериментирования в доступном для детей месте.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Игровая среда даёт детям возможность свободно проявлять свои склонности.
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности ребёнка дошкольника. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
• развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.
• детское экспериментирование формирует самостоятельность в познании для достижения определенного результата.
Уровень сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Процесс познания – творческий процесс и моя задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
Традиционные формы в большинстве своем применяет каждый педагог ДОУ, поэтому я не буду останавливаться на их описании, а расскажу о применяемых в своей деятельности.
• квест;
• квиз;
• проведение родительских собраний в форме лабораторий «Мы ученные»;
• сетевое взаимодействие с БГПУ
• совместные собрания и конференции;
• совместная работа по созданию предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ и на участке (создание центров для игр с водой, песком);
• открытая деятельность по экспериментированию с привлечением родителей.
• Кейс «Мы ученые» закрытый кейс всегда притягивает внимание, а раскрытый – «сообщает» тему для обсуждения. В кейс складываются вопросы, предложения, идеи, советы от родителей. Такой портфель можно взять домой и посмотреть материалы в спокойной обстановке. На основании записей можно сделать с ребенком опыт и эксперимент в домашних условиях.
• Сбор коллекций (минералы, камни, спил деревьев)
В результате проведенной работы
• расширились представления об окружающем мире, мире вещей;
• возросла заинтересованность родителей к жизни группы, достижениям детей.
В своей работе я применяю технологию «Опробование» - эту технологию разработала Наталья Михайловна Крылова.
«Опробование» - технологический прием способный привлечь детей к новым знаниям о знакомых им продуктах с помощью различных анализаторов.
Использование анализаторов (зрение, осязания, обоняние и. т. д, позволяет детям составить полную картину о качественной характеристике продукта (яблоко – круглое, красное, сладкое, душистое, твердое, хрустящее, т. д., и о взаимосвязи с окружающей средой (профессии, техника).
В процессе «Опробования» у детей формируется навыки обследования продукта, обогащается речь новыми словами, и получают новые знания легко и ненавязчиво.
Провожу «Опробование» перед завтраком в течении 10-15 минут, каждая встреча – это ожидания чуда для детей.
Начинается опробование по-разному – загадка, стихотворение, отрывок из рассказа, или просмотр мультфильма (отрывок). Содержание разговора обычно связано с темой предстоящей деятельности детей (темой недели).
Как я это делаю: сейчас я вас попрошу взять салфетки и протереть руки, пожалуйста. Мы с вами сейчас начнем научное волшебство.
Перед вами молоко, я предлагаю вам добавить немного разного красителя (пипетки). Затем возьмите ватную палочку, окуните в моющее средство и дотроньтесь до центра тарелки с молоком. Молоко начинает двигаться, а красители перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Молоко состоит из разных веществ: жиров, белков и углеводов, витаминов и минералов. При добавлении в молоко моющего средства одновременно происходят разные процессы. Моющее средство начинает взаимодействовать с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
С целью проведения хорошего дня в детском саду, и чтобы у детей не было отрицательных эмоций, я использую следующие игры, опираясь на методику М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова «Познаю себя». Эти игры способны изменить стиль общения со взрослыми и со сверстниками, что имеет большое значение при обучении детей в школе.
«Волшебный мешочек». Детям предлагаю сложить в мешок все свои отрицательные эмоции: грусть, обиду, злость и по ходу рассказать причину их возникновения. Этот мешок со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается в мусорное ведро. Затем открывается шкатулка, откуда ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые хочет.
«Чудесные пуговицы». Предлагаю детям при ответе на вопрос опускать пуговицу в шкатулку.
• Больше всего я люблю…
• Я очень не люблю…
• Когда я вырасту, я стану…
• Лучше всего я умею…
• У меня пока не получается…
• Я очень хочу научиться…
Затем обращаю внимание на то, что пуговицы разные: круглые, квадратные. На ножке, с дырочками, разного цвета, изготовлены из разного материала. Так и все люди отличаются друг от друга своими способностями, желаниями и чувствами.
«Вкус солнечного цвета». Тебе нравится, когда светит яркое солнышко? Вообрази, что ты лежишь на зеленой лужайке, и твои руки, щеки ласкают мягкие солнечные лучи. А может представить вкус солнечного света? Попробуй его нарисовать.
«Придумай запах». Нас окружает множество запахов: цветов, зеленой травы, осенних листьев. Придумай запах, который никто, кроме тебя, не знает. Расскажи о нем или нарисуй.
«Дотронься до радуги». Ты видел когда-нибудь радугу? Расскажи об этом. Вряд ли до радуги можно дотронуться рукой. Но если сильно захотеть, это можно представить в своем воображении. Попробуй и у тебя получится. Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги? Опиши или нарисуй свои ощущения.
Практикую в своей работе элементы музыкотерапии ( музыка для релаксации перед дневным сном: «Шум моря», «Шепот песка», «Пение птиц»). Для каждого возраста детей сделала подборку физкультминуток, картотеку бодрящей гимнастики после сна, игр между НОД. Обязательный компонент в режиме дня – гимнастика, проводящаяся в традиционной, ритмической, сюжетной формах. В гимнастику после дневного сна включаю разминку в постели с подтягиванием и самомассажем ног и рук, игровые пробежки по массажным и корригирующим дорожкам.
По итогам моей педагогической деятельности (опыта) могу сказать следующее: Процесс познания – творческий процесс. Я поддерживаю и развиваю в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создаю необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.