Татьяна Тропина
Опыт работы «Использование техники пластилинография в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Использование техники пластилинография в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Подготовила
воспитатель первой категории
Тропина Татьяна Валерьевна.
«Если Вы хотите вырастить хороших детей,
Тратьте на них в два раза меньше денег
и в два раза больше времени».
Эстер Селсдон
Публикация «Опыт работы „Использование техники пластилинография в работе с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была организованна дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Озорные ладошки» – основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.
Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
В настоящее время у многих дошкольников иметься общее моторное отставание, но в большей степени всех это выявляется у детей, которые живут в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше руками : перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму.
Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Для того чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
Пластилинография – источник творческого развития ребенка.
Что же это такое "пластилинография"? Само понятие состоит из двух слов "пластилин" - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и "графия" - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат.
Художественный материал "пластилин" имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми 2 младшей группы. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Согласно требованиям ФГОС были определены основные задачи обучения детей пластилинографии :
• развитие, координации движения рук, глазомера;
• освоение приемов пластилинографии (скатывание, надавливание, размазывание);
• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
Раскрытие путей реализации представленного опыта.
Я начала свою работу по обучению детей отдельной технике нетрадиционного
рисования – пластилинографии или рисование пластилином с 2007года.
До этого работала с глиной с детьми старшего дошкольного возраста. Дети не сразу видели результат. Поделка, которую они сделали, должна была высохнуть. Затем мы её раскрашивали. Покрывали лаком. Это увлекательный, но очень трудоемкий и по времени долгий процесс. В пластинографии результат дети видят сразу.
Название нашего кружка – «Озорные ладошки». Это ещё совсем неумелые, но вездесущие ладошки маленьких детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)
Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В ходе деятельности происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: различие формы, величины. У детей формируется тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Основные приёмы, которые используются в образовательной деятельности.
Применение этих приёмов в работе, позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У младших дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.
Приё мы: рисование «колбасками»,
Частичное заполнение пластилиновыми шариками,
Рисование мазками,
Размазывание,
Расплющивание.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. По данным проведенных бесед выяснилось, что у большинства дома нет пластилина для самостоятельного творчества. Родители сами не уделяют внимание лепке и не владеют навыками работы. Проводимые с родителями различные индивидуальные консультации, выставки совместного творчества дали свои результаты.
Для отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика в октябре. Она направлена на обследование уровня развития ручных умений детей, а именно:
Развитие технических навыков : Раскатывание, сплющивание, размазывание.
Проявление творчества в декоре.
Развитие мелкой моторики.
Проявление аккуратности и трудолюбия.
Результативность педагогической деятельности.
Но главное значение образовательной работы по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила, движения становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
А сегодня я предлагаю вам проявить свои творческие способности и слепить весёлого снеговика.
«Весёлый снеговик».
Цель: Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Задачи: - Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии.
- Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывать, скатывание мелких пластилиновых шариков, прижимание, скатывание колбасок, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать интерес к пластилинографии, аккуратность при работе с пластилином, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Материал:
- набор пластилина;
- доска для лепки;
- изображение снеговика.
- влажная салфетка для рук;
- изображение снеговика, сделанное в технике пластилинографии.
Предварительная работа :
На прогулке: беседа о зиме, о снеге; рассматривание иллюстраций о зиме; лепка снеговика из снега, игры со снегом.
Ход деятельности:
- Наступила долгожданная зима, выпал снег. Кто уже лепил снеговика на улице? (ответы детей)
Три шара, ведро, морковка
И для глаз два уголька;
Палки – руки вставим ловко –
Лепим мы снеговика.
- Ребята, а мы можем занести снеговика к себе в дом? (нет) Почему? (ответы)
Я – веселый снеговик,
Жить на улице привык!
Если к вам зайду домой,
Сразу стану я … (водой).
- Но это не беда, сегодня мы своими руками сделаем снеговика, красивого, нарядного, для наших глаз приятного! Вот такого! (демонстрируем готовую поделку)
Для этого у вас на столах лежит пластилин разных цветов, и снеговики, но не раскрашенные. Да для рисования мы выбрали не краски, а пластилин.
- Что надо сделать, чтобы пластилин стал мягким, пластичным? (согреть, размять)
Надо его разогреть: помять в руках, подышать на него.
А для этого разогреем свои руки.
Пальчиковая игра:
Снег руками собирали, Наши пальчики устали Энергично сжимать и разжимать пальцы Мы их будем растирать Мы их будем согревать Энергично потирать ладонь о ладонь.
- Начнём лепим снеговику глазки. Какого цвета пластилин нам понадобиться? (черного)
Берём чёрный пластилин,
Отщиплем маленький кусочек,
Погреем пластилин немножко…
- Погрели? Давайте скатаем маленькие шарики круговыми движениями кончиками пальцев. Сколько шариков мы будем катать? (два) Взяли пластилин пальчиками. Посмотрите, как я это буду делать. (Показ)
- А теперь вы повторяйте. Катаем между пальчиками. Скатали? Прикладываем шарики и прижимаем. Молодцы.
- А какого цвета пластилин вы возьмёте, чтобы нарисовать носик? (Ответы детей)
Берём оранжевый пластилин,
Отщиплем маленький кусочек.
- Теперь скатаем шарик из пластилина. Как мы будем скатывать шарик? Круговыми движениями кончиками пальцев. Дети скатывают шарик - воспитатель помогает, подсказывает.
- А теперь раскатаем его в маленькую колбаску прямыми движениями. (Раскатывают)
Как сделать чтобы наша колбаска была похожа на морковку - нужно заузить её с одного конца прямыми движениями пальцев вперёд - назад на ладошке. Посмотрите, как я это сделаю. (Показ)
- Что у меня получилось? А теперь вы превратите свои колбаски в морковки. (Работа детей)
- Давайте приклеим морковку снеговику.
Воспитатель следит за процессом работы, спрашивает затрудняющихся детей о его действиях, помогает советами.
- А теперь вы слепите рот своим снеговикам. (Лепка)
- Посмотрите, как ваши снеговики сразу заулыбались, обрадовались.
- Молодцы, ребята вы слепили им носы, глазки. Смотрите, какие снеговики у вас стали красивые, весёлые и довольные.
- Для ведерка из маленького кусочка пластилина любого цвета раскатайте шарик между ладошками, сдавите шарик ладошками. Получится «блинчик». Прикладываем на ведёрко и придавливаем. При помощи стеки отсеките под наклоном боковые стороны и нижнюю его часть, придав форму ведерка. Закрепите его на голове у снеговика.
- Что еще мы будем закрашивать? (рукавицы).
- Берём пластилин, чтобы слепить снеговикам рукавицы.
Дети: Скатать шарик.
- Затем, что мы делаем?
Дети: Положить шарик на контур и прижать.
- Взяли пластилин. Отрываем кусочек с горошину, скатываем его между ладошками, и полученный шарик кладем на основу и размазываем. Делаем это аккуратно, не выходя за контур. (Работа детей).
Так же мы раскрашиваем и валенки снеговика.
А что на шее у нашего снеговика находится? (шарф)
- Раскатайте колбаску любого цвета, разрежьте на одинаковые части и прикрепите. В начале вокруг шеи – приложите, придавите – получилось? – молодцы. А затем приложите вторую колбаску и прижмите шарфик снеговику. Для красивой бахромы – возьмите стеку. По краю шарфа сделайте надрезы. Посмотрите, как я сделаю.
Итог: Ребята, сегодня мы с вами снеговиков рисовали. Только для рисования вы брали не краски, а пластилин. И, посмотрите, как красиво получилось! Снеговики получились непохожие друг на друга, разнообразные, яркие, весёлые.
Вам понравилось лепить? А что понравилось?
Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества каждого снеговика, поощряя самостоятельные проявления каждого ребёнка.
Давайте устроим в группе выставку снеговиков для гостей и родителей? (да)