Елена Муравьёва
Опыт работы по теме «Использование метода фрактального рисования для творческого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МЕТОДА ФРАКТАЛЬНОГО РИСОВАНИЯ
ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Муравьёвой Елены Загировны,
воспитателя МКДОУ №4 г. Миньяра,
1 квалификационная категория
Миньяр
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Теоретическое обоснование.
2. Практическая часть.
3. Приложение:
Публикация «Опыт работы по теме „Использование метода фрактального рисования для творческого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Перспективное планирование по использованию метода фрактального рисования для творческого развития детей дошкольного возраста «Удивительные каракули».
- Картотека дидактических игр, игровых упражнений по развитию сенсорных представлений и цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста
- Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния. Материал для диагностики.
- Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Геометрические фигуры» с использованием метода фрактального рисования.
- Педагогическое мероприятие по работе с планшетом.
- Индивидуальное занятие с ребенком по ознакомлению с методом «Удивительных каракуль».
- Консультация для воспитателей «Что такое фрактал?»
-Практикум с родителями «Фрактальный рисунок : картина вашего подсознания».
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опоздайте и, помогая… думайте сами».
Б. П. Никитин.
Дошкольный период детства – это период свободного проявления ребенком творчества в различных видах деятельности, в частности, наиболее любимой и привлекательной - изобразительной. Именно художественная изобразительная деятельность предоставляет возможность ребенку получить удовольствие от творчества, выразить в образной форме свое личное отношение к окружающему миру, проявить свои чувства, насладиться позитивными эмоциями, проявить самостоятельность.
Известно, что творческая активность ребенка может проявляться спонтанно, однако, без специальной педагогической поддержки ее со стороны взрослого может не достичь максимума проявления или даже угаснуть. Поэтому задача развития творческой активности детей является одной из актуальных. Не случайно ФГОС дошкольного образования нацеливают на создание условий развития творческих способностей ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; создания благоприятных условий художественно-эстетического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие воображения и творческой активности каждого ребенка. Я предлагаю это сделать на основе метода фрактального рисования.
Данный метод фрактального рисования, получил сегодня широкое распространение, как в России, так и за рубежом и охватывают все сферы художественной культуры от изобразительного искусства до архитектуры, от литературы до кинематографа, от дизайна моды до рекламного дискурса. Концепт фрактальности одинаково эффективно используется как при создании текстильных узоров, и так при анализе семиотических уровней в рекламных иллюстрациях.
Метод разработан ведущим специалистом оздоровительных программ, образовательных семинаров, тренингов и курсов Полуяхтовой Танзилей Закировной и рассчитан на работу со взрослыми и старшими школьниками, но ее последователи в своих выступлениях на онлайн вебинарах отмечают, что данный метод может быть использован с детьми и более раннего возраста. Однако, методика адаптации метода фрактального рисования применительно к дошкольному возрасту на сегодняшний день научно и методически не обоснована, хотя имеется фрагментарный опыт работы с детьми, который свидетельствует о доступности и привлекательности метода для детей-дошкольников.
Метод фрактального рисования подробно описан в книге авторов: Полуяхтовой Т. З., Комова А. Е. «Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности». - М. : Изд. Дом «Деловая литература», 2002.
Практика фрактального рисования, а также мой опыт работы с детьми-дошкольниками позволил адаптировать данный метод применительно к детям дошкольного возраста и разработать систему работы с детьми в данном направлении.
Меня очень увлекло фрактальное рисование, так как оно отлично способствует ЦЕЛИ повышения уровня образного мышления, развивает наблюдательность, внимание и фантазию у детей дошкольного возраста.
Занятия фрактальным рисованием так же помогают решению следующих ЗАДАЧ:
- Знакомит детей с новым видом изобразительного искусства;
- Формирует интерес к изобразительному искусству;
- Совершенствует владение детьми художественными инструментами и материалами;
- Закрепляет навыки вычислительной деятельности (счет фрагментов картины закрашенных в один цвет);
- Формирует навыки ориентировки на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, в левом нижнем углу, в правом верхнем углу, напротив, правее и т. д.)
- Содействует формированию всесторонне развитой личности;
- Развивает мелкую моторику, готовит руку будущего первоклассника к письму.
Попробую раскрыть последовательность графических заданий, и игр, построенных на базовых алгоритмах создания метода фрактального рисования, или как его еще называют методом «Удивительных каракуль». Усложнение графических заданий определяется, прежде всего уровнем сложности графической деятельности, последовательным освоением навыков рисования : от простого – к более сложному.
В содержании работы можно выделить 7 модулей, видов графических задач работы с каракулями :
1. Раскрашивание готовых каракуль и фрактальных картинок.
2. Создание из каракуль абстрактных картин.
3. Выделение фигуры на фоне каракуль.
4. Проявление (поиск) форм, образов в каракулях.
5. Дорисовывание каракуль.
6. Создание картин-каракулей с закрытыми глазами.
7. Совместное создание художественных каракуль.
Графические задачи в большинстве случаев представлены в виде гра-фических игр, и это не случайно: нестандартность, оригинальность и не-обычность изобразительной деятельности дети воспринимают как игру, как «Игру в каракули», «Игру создания необычных витражей». Поэтому, для ребенка изобразительная деятельность в этом случае трансформируется в изобразительную-игровую, что раскрепощает ребенка, в большей степени дает возможность ему проявить фантазию, свободу, творчество.
Так, выполнение работ с закрытыми или открытыми глазами, раскрашивание ячеек или группы фрагментов, время рисования каракуль определяются возрастными или индивидуальными особенностями детей. Также данный подход определяет размер листа бумаги, время выполнения каракуль. Чем младше ребенок, чем меньше у него сформировано у него сосредоточение внимания, тем меньший выбирается объем листа бумаги (А3, тем меньшее время затрачивается на его рисование.
При проведении графических игр обращаю внимание на характер общения, взаимодействия с детьми, который должен отвечать игровой форме. При этом стараюсь создавать условия для проявления фантазии ребенка, приветствовать любые творческие решения детей. Для усиления эмоционального настроя использую музыкальные произведения, которые способствуют эмоциональной выразительности характера изображаемых каракуль-витражей.
По каждому виду графических заданий может быть сделано несколько рисунков, в частности, ведущей и не ведущей рукой, с раскрашиванием отдельных ячеек или фрагментов (групп ячеек) согласно правилу, часть из которых может быть выполнена детьми дома.
Игровые графические задания выполняться последовательно. Они могут стать основой для планирования культурных практик по изобразительной деятельности, в частности, по нетрадиционным техникам рисования. В то же время возможно и фрагментарный выбор заданий, вызывающих у ребенка интерес, например, в целях организации досуга детей в детском саду и семье.
Поэтому представленные игровые графические задания также могут стать основой развивающей работы с детьми дошкольного возраста в дет-ском саду, в организациях дополнительного образования и в условиях семейного воспитания. Я думаю, что данный метод в адаптированном варианте будет востребован, как самими дошкольниками, так и вызовет интерес у педагогов и родителей.
Как показала практика работы с детьми, использование элементов метода фрактального рисования содействует повышения интереса детей к изобразительной деятельности, оказывает влияние на развитие мелкой моторики руки, способствует активизации воображения, творческой активности детей в изобразительной деятельности, а также является эффективным средством гармонизации эмоционального состояния и эффективной организации досуга дошкольников в детском саду и семье.
На своих занятиях пытаюсь создать атмосферу сотворчества и сотрудничества, стараюсь поддерживать гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними. В каждом ребёнке стараюсь видеть уникальную личность, ищу лучшие качества и опираюсь на них, создаю ситуации, в которых он мог сам проявить себя, что в свою очередь порождает у детей взаимное доверие к друг другу, уважение и открытость.
Результативность опыта.
Образовательная деятельность, которая осуществлялась одновременно с освоением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволила значительно расширить использование нетрадиционных техник и приемов работы с различными материалами, что повлекло за собой свободное экспериментирование и создание оригинальных образов детьми, что в свою очередь отразилось на результативности.
Результаты диагностики развития художественно - творческих способностей детей (по методике Т. Г. Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике:
уровень 2019год (сентябрь)
Старшая группа 2020 год (сентябрь)
Старшая группа 2020 год (январь)
Подготовительная
группа
высокий 4 – 23,6% 8 – 47,2% 10 – 59%
средний 9 – 52,8% 8 – 46,9% 7 – 41%
низкий 4 – 23,6% 1 – 5,9% -
- Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность.
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.
- Дошкольники старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.
- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
Воспитанники стали активными участниками и призёрами конкурсов и выставок детского художественного творчества.
Свой опыт работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по художественному труду был обобщен и распространяется на уровне ДОУ.
Мне кажется, что обладая знаниями, навыками и умениями, необходимыми для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, не нужно останавливаться на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов обучения детей изобразительной деятельности, я думаю, что только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.
В заключении хочется сказать следующие слова А. Довженко «Одоб-ряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания… Чтобы потря-сать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».
Использованная литература
1. Огонькова А. С. Нетрадиционная техника рисования для детей (фрактальный рисунок). https://kladraz.ru/blogs/blog408/master-klas-raznocvetnye-kusochki.html
2. Полуяхтова Т. З. Главная страница FB. Режим доступа: https://www.facebook.com/Tanzilya999
3. Тупичкина Е. А. «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками». Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. С. 97-102.
4. Тупичкина Е. А. Научные подходы к определению специфики артпедагогики и ее психолого-педагогических ресурсов. Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2015. №2(3). С. 88-96.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
6. Филипова Е. А. Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния. Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/04/14/fraktalnoe-risovanie-kak-instrument-diagnostiki-i
7. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М. : Дрофа. 2004.
8. Шигарева Е. Конспект занятия с элементами арт-терапии «Загадоч-ный фрактал». Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-yelementami-art-terapi-zagadochnyi-fraktal.html