Людмила Макаренко
Опыт работы по теме «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС»
▼ Скачать
Проблема формирования основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС“» размещена в разделах
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и подготовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в природе, в социуме и в быту. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.
В ФГОС ДО в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения и может соблюдать правила безопасного поведения.
Задачами формирования основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования являются:
• формирование знаний детей о здоровом образе жизни.
• формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
• расширение и систематизация знаний детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
• закрепление у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте.
Мой опыт работы создан на основе Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №8»,методических пособий и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я распределила по тематическим блокам:
• «Ребенок дома»
• «Ребенок и его здоровье»
• «Ребенок и природа»
• «Пожарная безопасность»
• «Ребенок на улицах города»
• «Ребенок и другие люди»
Образовательная деятельность по формированию культуры безопасности личности осуществляется мною в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации — в различных режимных моментах:
• прогулки на свежем воздухе,
• экспериментирование,
• ситуационные беседы (разговоры, обсуждения,
• подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и режиссерские игры,
• детский театр (теней, кукол, бибабо, пальчиковый и др. ,
• встречи и беседы со специалистами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья людей (врачи, пожарные, сотрудники полиции, ГИБДД, МЧС и др. ,
• тематические экскурсии и виртуальные путешествия,
• восприятие произведений фольклора — потешек, прибауток, загадок, считалок, жеребьевок, дразнилок, небылиц, поговорок, пословиц, сказок и др. ,
• восприятие разных видов искусства — художественной литературы, народной игрушки, живописи, графики, скульптуры, фотографии, музыки, театра и др. ,
• выставки, вернисажи,
• моделирование ситуаций, связанных с выявлением и преодолением опасностей,
• занятия физической культурой и спортом,
• развивающие занятия проблемно-эвристического характера, связанные с организацией таких видов детской деятельности как познание окружающего мира, конструирование, лепка, рисование, аппликация, труд в природе и хозяйственно-бытовой, художественный труд и др. ,
• исследовательские и практико-ориентированные проекты и мн. др.
В реализацию образовательной деятельности включаю познавательные минутки: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Осторожно: гололёд», «Как вести себя с незнакомцами», «Ток бежит по проводам»., «Спички детям – не игрушки» и т. д. Для ознакомления детей с правилами поведения в природе провожу беседы с детьми на темы: «Домашние и бездомные животные», «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные растения» и др.
С целью формирования первичных ценностей представлений о правилах дорожного движения был реализован познавательно-творческий проект «Дорога и дети». Дети получили и усвоили знания о правилах на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, в инсценировках, в повседневной жизни.
При ознакомлении с правилами безопасности я использую детское творчество: дети рисовали плакаты «Не шути с огнём!», делали аппликацию «Пешеходный переход».
Помогает формированию правил безопасности и художественная литература. Дети внутренне содействуют героям и переживают с ними все происходящие события. Дети как бы ставят себя на место героев, иллюстрируют возможные последствия нарушения правил поведения. Вместе с героями из произведений Н. Носова, А. Иванова мы закрепляем правила пожарной безопасности, правила поведения на дороге и около водоемов, эти истории нравятся детям, они обсуждают поведение каждого героя.
Для организации обучения безопасной жизнедеятельности в группе создана развивающая предметно - пространственная среда. Это специально оборудованный Центр безопасности в группе, в котором находятся: настольно – печатные игры «Светофор», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Спасатели», «Чтобы не попасть в беду», «Не играй с огнем», атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Светофор», «Автобус», «Пожарные», «Скорая помощь», альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», картотеки дидактических игр, сюжетные картинки, детская литература.
Очень важно, чтобы родители имели возможность принимать самое активное участие в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, обсуждать с педагогом программу индивидуального развития ребенка с учетом его особенностей, обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений.
В работе с родителями определяю следующие задачи:
• знакомство родителей с работой дошкольного отделения по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
• повышение уровня знаний родителей по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
• воспитание у родителей ответственности за сохранение здоровья и безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Провожу с родителями беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Родители оказывают помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов с детскими работами на противопожарную тему.
Осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасности, я уверена, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.