Галина Романова
Опыт работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения
Актуальность проблемного обучения :
По сравнению с традиционным образованием, проблемное обучение доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна очень давно. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения исследован М. И. Махмутовым, И. Я. Лернеро.
Публикация «Опыт работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В чем сущность проблемного обучения. Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания детей приближается к поисковой деятельности.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ.
Как можно использовать проблемное обучение в детском саду :
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.
Методика организации проблемного обучения :
Осознание общей проблемной ситуации.
Анализ проблемной ситуации.
Выдвижение, обоснование гипотез.
Проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
1. Проблемный вопрос – «Когда опадают листья?», это просто вопрос.
А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным.
2. Проблемная задача - Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Например, дети слепили одинаковых снеговиков, один растаял через неделю, а второй простоял до конца зимы. Почему?
3. Проблемная ситуация :
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Что сделано для реализации данной технологии :
Создана картотека проблемных ситуаций по темам :
Погодные условия;
Свойства материалов;
Транспорт;
Проблемные ситуации, направленные на усвоение общественных норм и ценностей.
Один из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна
Примеры синквейнов, которые составили дети детьми:
Автобус
Перевозит, ездит, открывает
Люблю кататься на автобусе
Транспорт
Турист
Радостный, ищущий
Охотится, ночует, ест
Человек
Также я обратила внимание на метод проекта
Именно в проектной деятельности ставятся задачи, решаются проблемные ситуации. В течение года реализовано 2 проекта: «Про зелёный лес и лесные чудеса» и «Домашние животные».
Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.
Создаю интерактивные игры. Они вызывают у детей познавательный интерес:
Группы деревьев;
Подбери дорожный знак;
Кому что нужно для работы;
Времена года.
Также в группе создано пространство детской реализации.
Итоги работы :
Дети сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, творческое воображение. В конце года результаты относительно устойчивые.