Галина Романова
Опыт работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения
Актуальность проблемного обучения :
По сравнению с традиционным образованием, проблемное обучение доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна очень давно. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения исследован М. И. Махмутовым, И. Я. Лернеро.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
В чем сущность проблемного обучения. Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания детей приближается к поисковой деятельности.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ.
Как можно использовать проблемное обучение в детском саду :
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.
Методика организации проблемного обучения :
Осознание общей проблемной ситуации.
Анализ проблемной ситуации.
Выдвижение, обоснование гипотез.
Проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
1. Проблемный вопрос – «Когда опадают листья?», это просто вопрос.
А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным.
2. Проблемная задача - Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Например, дети слепили одинаковых снеговиков, один растаял через неделю, а второй простоял до конца зимы. Почему?
3. Проблемная ситуация :
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Что сделано для реализации данной технологии :
Создана картотека проблемных ситуаций по темам :
Погодные условия;
Свойства материалов;
Транспорт;
Проблемные ситуации, направленные на усвоение общественных норм и ценностей.
Один из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна
Примеры синквейнов, которые составили дети детьми:
Автобус
Перевозит, ездит, открывает
Люблю кататься на автобусе
Транспорт
Турист
Радостный, ищущий
Охотится, ночует, ест
Человек
Также я обратила внимание на метод проекта
Именно в проектной деятельности ставятся задачи, решаются проблемные ситуации. В течение года реализовано 2 проекта: «Про зелёный лес и лесные чудеса» и «Домашние животные».
Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.
Создаю интерактивные игры. Они вызывают у детей познавательный интерес:
Группы деревьев;
Подбери дорожный знак;
Кому что нужно для работы;
Времена года.
Также в группе создано пространство детской реализации.
Итоги работы :
Дети сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, творческое воображение. В конце года результаты относительно устойчивые.