Елена Стафинова
Опыт работы по профилактике детского дорожо-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Колокольчик» с. Вознесеновка Ивнянского района Белгородской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2019
Публикация «Опыт работы по профилактике детского дорожо-транспортного травматизма» размещена в разделах
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравнимо большей интенсивности автомобильного движения. Чтобы создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, избежать несчастных случаев, мы разработали системную и содержательную работу по использованию творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения детей и просвещения родителей по данной проблеме.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования педагогический коллектив МБДОУ детский сад «Колокольчик» уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.
Цель опыта : профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для формирования у детей устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах, привлечение родителей, общественности к данной проблеме.
Задачи:
активизация деятельности дошкольного образовательного учреждения по формированию у детей дошкольного возраста навыка безопасного поведения на улицах и дорогах;
совершенствовать предметно-развивающую среду для организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения;
взаимодействие педагогического коллектива с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, семьями воспитанников, социальных институтов детства по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий начинается с младшего возраста, с последовательным усложнением задач, согласно требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Педагоги ДОУ разрабатывают тематический план с использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения; план работы с детьми, родителями. Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма входит во все виды детской деятельности и реализуется через: игру (образовательная область «Социализация», воспитание навыков поведения, (образовательная область «Безопасность», ознакомление с окружающим (образовательная область «Познание», развитие речи, художественную литературу (образовательная область «Коммуникация», конструирование, изобразительное искусство (образовательная область «Художественное творчество», музыкальное творчество (образовательная область «Музыка», ведется в системе, постоянно.
МБДОУ детским садом «Колокольчик» разработан Паспорт дорожной безопасности, который является информационно-справочным документом, в нём отражаются сведения о соответствии ДОУ требованиям дорожной безопасности, и устанавливаются требования, подтверждающие готовность МБДОУ обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите обучающихся, воспитанников связанных с дорожно-транспортным происшествием.
Для обеспечения эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется контроль со стороны администрации за деятельностью педагогов:
проверка правильности и систематичности заполнение планов воспитательно – образовательной работы;
обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на педагогических советах;
посещение ООД администрацией дошкольного образовательного учреждения, ответственных за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В течение 2018-2019 года были проведены конкурсы педагогических идей по ПДД, инструктажи и консультации для педагогов «Правила поведения на улицах и дорогах», «Правила поведения в общественном транспорте», «Осторожно, дети!», «Автомобильное кресло – ДЕТЯМ!», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог», круглый стол на базе ДОУ «Использование дидактических игр в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге», на котором представлялась художественная литература, способствующая воспитанию чувства улицы у детей; методические разработки педагогов и других авторов; настольные, дидактические игры: лото, домино, дорожные знаки и другие. Это позволила воспитателям эффективно применять их в работе с детьми разных возрастных групп.
Педагоги ДОУ делятся опытом своей работы по данной теме в рамках открытых взаимопросмотров ООД.
Ежегодно воспитателями ДОУ предоставляются отчёты о проделанной работе в группах по профилактике ДДТТ. Проведя их анализ, планируется работа на следующий учебный год по данному вопросу.
В методическом кабинете подобран методический материал по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, который включает материал по планированию, папки с дидактическим материалом, плакаты, иллюстративный материал для работы с детьми. В помощь воспитателям разработан лексический перечень слов, которые имеют прямое отношение к дороге, дорожному движению. Данный перечень разбит на темы и помогает ориентироваться педагогам в потоке специальных терминов. Педагогами ДОУ составлена картотека дидактических игр и подвижных игр по дорожному движению, которая постоянно пополняется, согласно возраста детей. В методическом кабинете выделено время для поделок атрибутов к играм на улице.
Создавая систему работы с детьми дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма, мы условно разделили ее на три блока: работа с детьми, работа с педагогическим коллективом, работа с родителями.
Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
принцип системности (работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года);
принцип учета возрастных особенностей (занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий);
принцип постепенности (знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются);
принцип интеграции (тематика работы по ПДД включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей);
принцип практического применения знаний (необходимо добиваться от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических знаний в практические умения);
принцип преемственности работы детского сада и семьи (родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса).
Главная цель воспитательно-образовательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения дошкольников на улице и дорогах.
Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.
В каждой группе ДОУ создан игровой комплекс по дорожному движению в соответствии с возрастными особенностями:
макеты улиц с односторонним и двусторонним движением;
макеты дорожных знаков, светофоры;
атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм «Улицы и пешеходы», «Светофор», «Путешествие с незнайкой», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Дорожные знаки» и т. д. ;
дидактические игрушки для ознакомления с видами наземного транспорта, дидактические игры на классификацию транспорта, дидактические игры на закрепление навыков поведения в общественном транспорте и т. д. ;
атрибуты к подвижным играм: «Разноцветные дорожки», «Чья команда скорее соберется», «Лошадки» и т. д. ;
ребусы-головоломки, по ознакомлению с правилами дорожного движения;
картотеки пословиц и поговорок о транспорте, видеотека;
стенды на тематику ПДД;
учебное пособие на дисках: «Азбука безопасности на дороге»
художественная литература для чтения и заучивания: С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист, С. Маршак «Милиционер», «Мяч», В. Головко «Правила движения», А. Северный «Светофор», В. Семернин «Запрещается – разрешается».
Для развития умений безопасного поведения на улице у дошкольников на территории ДОУ оформлена площадка безопасности движения «Детская школа дорожных наук», имеется соответствующая разметка с перекрестком, «зеброй», пешеходной дорожкой. А так же укомплектован необходимыми атрибутами для проведения игр: детскими автомобилями, светофорами, дорожными знаками, детскими костюмами, нагрудными знаками, жезлом регулировщика. Именно здесь самой эффективной и интересной формой работы является организация сюжетно-ролевых игр, когда дети наглядно на практике могут увидеть, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения.
В ДОУ ежедневно проводятся минутки безопасности, где педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумывают сказки, загадки, частушки. Организуя ОД и беседы, педагоги исходят из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, то есть при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки, задачки мультипликационных героев, просмотр DVD фильмов и компакт-дисков «Азбука пешехода», «Уроки тётушки совы» помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.
Педагоги учреждения помнят, что нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место в ДОУ отводится практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Для лучшего усвоения нового материала после экскурсий, прогулок по улицам села, используются приёмы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекрёсток.
Встречи детей с сотрудниками сельской детской библиотеки всегда поучительны и интересны. Используется просмотр видеофильмов «Безопасность на дороге», чтение художественной литературы, устраиваются викторины «Знатоки дорожных правил», которые помогают детям не только усвоить правила поведения на дорогах, но и запомнить, что машина не только красивая игрушка, средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности, не допускать типичных ошибок в поведении детей на улице.
В этом году в сентябре при организации работы по формированию навыков безопасного поведения проводятся тематическая неделя «Безопасность на дорогах» в рамках действий по обеспечению безопасности дорожного движения, по соблюдению детьми правил дорожного движения. Планирование всех видов деятельности ребенка в течение недели объединены одной темой: в первую очередь оформлена выставка совместных творческих работ детей и родителей «Дорога и транспорт», организованная образовательная деятельность: «Школа пешеходных наук». «Как мы знаем правила дорожного движения?», «Дорожная азбука» и т. д., практикумы на транспортной площадке, обновлены стенды, «Правила поведения на дороге», «Внимание, дорога!», «Чтобы не было беды, ты, по знакам здесь ходи!», «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». А так же неотъемлемой частью работы ДОУ является проведение развлечений по ПДД: «Безопасность –это важно», «Безопасное поведение детей на дороге», размышлялки по ПДД (учимся говорить), которые помогают детям лучше изучить и усвоить правила дорожного движения. Дни безопасности проходят под девизом: «Не страшна тому дорога, кто внимателен с дошкольного порога».
Согласно разработанному и утвержденному перспективному плану по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в течение 2019 года в детском саду «Колокольчик» были проведены следующие профилактические акции :
Акция «Внимание - пешеход» нацелена на повышение культуры безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста. Воспитателями детского сада Стафинова Е. В. и Тищенко Р. В. с воспитанниками разновозрастной группы дошкольного возраста была проведена экскурсия на улицу и проезжую часть с. Вознесеновка. Дети учились правильно переходить дорогу, вспомнили дорожные знаки, указывающие на место пешеходного перехода, учились вести себя на дороге вежливо и очень осторожно. В завершении акции дети получили удостоверение пешехода.
Акция «Вежливый водитель» направлена на формирование у воспитанников дошкольного возраста представлений о правильном поведении на дороге водителей автотранспортных средств.
Акция «Зебра» направлена на привлечение родителей воспитанников и детей соблюдать правила дорожного движения.
Акция «Автокресло» проходящая под лозунгом «Автокресло - лучший подарок детям», направленная на популяцию использования детских удерживающих устройств и защиту прав детей - пассажиров.
Акция «Стань заметней на дороге!» целью акции была активизация деятельности детского сада по привлечению внимания участников дорожного движения к поведению детей на пешеходных переходах, проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, а также пропаганде ношения на одежде световозвращающих элементов детьми дошкольного возраста.
Диагностирование развитие детей старшего дошкольного возраста проводилось два раза в год – в начале и в конце года. В ходе проведения диагностики выявилась положительная динамика в показателях развития знаний и правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в конце 2018/19 учеб. года наблюдается положительная динамика качественных и количественных показателей формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста, что позволяет снизить риск детского дорожно-транспортного травматизма ребёнка. Сравнивая данные диагностических показателей детей за 2017/18 и 2018/19 учебный год, мы видим, что высокий уровень знаний детей ПДД увеличивается, и низкий уменьшается, что показывает положительную динамику в развитии знаний детей о правилах дорожного движения и доказывает правильность выбранной стратегии в работе по данному направлению педагогического коллектива детского сада. Проделанная работа нашла отражение в работе детей в быту, играх, поступках и в обогащении словарного запаса. Они стали самостоятельнее, внимательнее,
с уважением относятся ко всем участникам дорожного движения. У детей расширились представления о безопасном поведении на улицах.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы.
В ДОУ сложилась система взаимодействия дошкольного учреждения по профилактике дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников. С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице в дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
Родительские собрания: «Безопасность ребёнка наша главная цель», «Профилактика дорожно- транспортного травматизма в семье»; устный журнал «Светофор», мастер-класс «Красный, желтый, зеленый».
Беседы с родителями: «Как правильно использовать светоотражающие повязки», «Мама- водитель» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия.
Анкетирование. В начале учебного года в группах проводится анкетирование родителей: «Грамотный пешеход», «Грамотный Водитель», «Правила и безопасность дорожного движения». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.
Консультационный материал «Правила дорожного движения для всех», «Осторожно, дети! – статистика и типичные случаи детского травматизма», «Чтобы не случилось беды!», «Автомобильное кресло - детям», «Родители – пример для детей».
Информационные стенды, папки-передвижки «Безопасность твоего ребенка в твоих руках», памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД.
Конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение» и стенгазет «Умный светофор».
Совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Участие родителей в подготовке и проведении развлечений и викторин, утренников по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
Выпуск газеты «Дорожная азбука», которая рассказывает детям и родителям о правилах дорожного движения.
В целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в холле ДОУ оформлен информационный стенд для родителей, где размещены материалы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма :
информация о дорожно-транспортных происшествиях в районе;
информация о проводимых в ДОУ мероприятиях, связанных с изучением правил дорожного движения;
информация для родителей по профилактике ДДТТ;
схема безопасного маршрута к детскому саду;
информация о проводимых и планируемых мероприятиях по ПДД.
Помимо этого, во всех возрастных группах оформлены информационные уголки для родителей, в которых размещены рекомендации, практические советы, перечень литературы, подборка загадок, стихов необходимый для чтения с детьми.
Педагоги в работе активно используют все средства массовой информации: размещают на сайте ДОУ следующие материалы: конспекты организационной образовательной деятельности перспективные планы, разработки семинаров и консультаций.
Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «детский сад-дом» с указанием наиболее безопасного пути для ребенка из дома до детского сада и обратно.
100% родителей (законных представителей) для безопасности своих детей приобрели световозращающие повязки на одежду детей. Применение таких повязок снижает риск наезда транспортного средства на пешехода в темное время суток. При движении с ближним светом фар водитель замечает пешехода со световозвращающим элементом, формирует определенную психологию, призывающую человека быть осторожным.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ОГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.