Ольга Георгиевна Таланкина
Опыт работы по правовому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени. Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили мою тему работы : «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Опыт работы по правовому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Целью работы являлось формирование основ правового сознания дошкольников.
Мною изучена и адаптирована литература по ознакомлению дошкольников с правами : «Я- ребенок, и я имею право!» Н. Г. Зеленовой, «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» Н. С. Голициной, «Беседы о хорошем и плохом поведении Т. А. Шорыгиной, которые включают в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляют процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений в обществе. При отборе материала по правовому воспитанию мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствовало эффективному познанию окружающего мира.
Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях : "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствовало пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека». Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включала цикл мероприятий: «У каждого есть имя имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Семья-это семь я», «Дети и взрослые», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка.
Проводила беседы на этические темы: «Секреты вежливости», «Не подарок дорог, а внимание» и т. п. Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия», дидактические игры: "Я имею право», «Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право". Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и др.
Организовывала проблемно-поисковую деятельность (разрешение различных ситуаций, предлагала решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:., если бы я поймал золотую рыбку:., если бы я вдруг превратился в:. ; отгадывание загадок.
При организации самостоятельной деятельности детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Продуктивными видами деятельности стали рисунки на темы, «Моя семья», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право» и фотогазеты.
Для того чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки, дала консультации на темы:
«Конвенция о правах ребёнка», «Права родителей, права детей» ,«Поощрение или наказание», «Соблюдение прав ребенка в семье», «Как развивать у ребёнка чувство ответственности».
В результате проведенной работы стали видны позитивные изменения в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки: дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на отдых,, научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети стали говорить: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т. д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало проявляться в общении детей.
В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы. Тем не менее, практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т. к. знание ребенком своих прав позволяет с детских лет формировать правовую грамотную личность.
Перспективу дальнейшей работы я вижу :
• в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей старшего дошкольного возраста;
• создании банка правовых и методических материалов для работы педагогов в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры;
• выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.