Ольга Горбунова
Опыт работы по патриотическому воспитанию «Дошкольнику об истории и культуре России»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
С чего начинается Родина? С картинки в твоем в букваре.
Эти слова из известной песня трогают душу каждого человека, любящего свою Родину. Еще недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро как сейчас. Ей уделялось немало внимания,но особо и столь очевидной необходимости в этом не было,потому что мы, дети 60-70 годов с молоком матери впитали понятия «Родина,» «Великая держава».
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию „Дошкольнику об истории и культуре России“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно «круто замешивалось веками».
А сегодня в наших детях практически полностью
атрофировалось чувство патриотизма.
Таким образом воспитание патриотизма —вот проблема номер один в настоящее время.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и нарастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к историк и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Наследовать — значит делать своим, осваивать наследие — то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть км так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидания.
Работу патриотическому воспитанию я веду 3 года. Взяла тему: «Дошкольнику об истории и культуре России»
-Целью работы служит воспитание моральных ценностей, формирование у детей системы элементарных знаний о русской культуре своей Родине, уважать её культуру обычаи и традиции. Привитие чувства ответственности за её сохранение,воспитание у детей любви к родному городу него историк, умение видеть историю вокруг себя, название улиц, памятников, знакомство с талантливыми людьми нашего города.
Разработала план работы с родителями и детьми по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родном у краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к своим близким, городу., За основу своей работы я взяла программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Успех работы зависит от методической литературы, которую я изучила и использовала в своей работе : методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет Н. Г. Комратова Л. Ф. Грибова;
Пособие «Как научить ребенка любить Родину Ю. Е. Антонова.
«Дошкольнику об истории и культуре России» Г. Н. Данилина.
Для начала я создала предметно развивающую среду в группе создан уголок по устному
-народному творчеству, подобран материал для обыгрывания русских народных потешек сказок, оформила папку раскладку для детей по русским народным потешкам, уголок символики нашего государства, подобрала
художественную литературу, стихи, материал для проведения и ознакомления детей с символикой нашей области.
В детском саду создана совместно с родителями «Русская Изба» .где есть колыбелька, вышитое одеяло,различная деревянная утварь, самовар, чугунок, ухват; прялка, кочерга, деревянная мебель, оформлен красный угол, где находятся различные иконы.
В своей работе использовала наиболее интересные и результативные формы работы :
прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, чтение
художественной литературы, мини-походы, исследования побуждающих детей к различной деятельности, занятия и беседы на темы: «Как начиналось русское государство», «В гости к тетушке Алене», «Комнатные растения в горнице и наше время». «Земля мать сумей за неё постоять», «Символика нашего государства, нашей области подобран наглядный материал (герб, флаг)
Совместно с музыкальным руководителем организовали и провели развлечение на тему: «Звени, звени,златая Русь»где дети в русских народных костюмах, с гордостью за свою страну, эмоционально читали стихи, пели песни, исполняли русские народные танцы.
Ознакомила детей с календарно-обрядовыми праздниками,так например «Зимние святки» где дети знакомились с рождественскими песнями ;колядками, отгадывали загадки о зиме, заучивали колядки, играли в русские народные игры «Прялица». «Бабка Ежка», «Башмачек». Организовывала фольклорные праздники «Пришла Коляда -отворяй ворота., русский народный праздник «Масленица» который проходил на участке детского сада,где дети играли в русские народные игры, знакомились с традициями проведения этого праздника, где ребята отведали блинчики.
Провожу интегрированные занятия по рисованию и лепке темы: «Укрась пасхальное яйцо> «Укрась сарафан».
Для родителей проводила консультации «Народные праздники и обряды., «Русская народная мудрость в воспитание детей, «Не забывайте русские народные игры. Знакомя детей с историей и культурой России нельзя не обратить внимание на устное народное творчество -фольклор,к прошлому нашего народа, к его быту. Знакомя детей с колыбельными песенками и потешками, объясняла, что такое колыбёлька, вносила её для игры, обыгрывали.
Одновременно знакомила детей с предметами крестьянского быта и труда. Родители собирали множество открыток. Делали выставки “У печки матушки”, “Во что играли крестьянские дети”.
Проводила с детьми беседы, открытые занятия в детском саду “Как строили избы”, “Крестьянская посуда”, «В русской горнице» Дети знают много потешек пословиц,поговорок, песен.
Одновременно знакомила детей с трудом народа как в прошлые времена:
- пихают землю, сеют зерно, выращивают и собирали урожай- прялка, вышивали, плели лапти
- пекли хлеб, блины, пироги; варили щи, кашу
- работали в кузнице, на мельнице
- детям делали игрушки-забавы
Дети много знают загадок.
Использовала дидактические игры «Где что находится?. или «Кому это надо? Чтобы дети лучше понимали смысл пословиц прослушивали сказки, рассказы, делали зарисовки. Дети слушали сказку и к ней подобрали пословицу Н: сказка «Колосок (труд человека кормит, а лень портит (кто не работает тот, не ест)
Родителям вместе с детьми давала пословицы, они дома придумывали сюжет к пословице, рисовали картинку, затем рассказывали детям.
Знакомя детей с понятием “Семья”, закрепляла умение определять родственные отношения между близкими членами семьи,
воспитывала добрые отношения ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Например, в потешке “Как у наших у ворот петух зернышки клюет “можно увидеть отношение петуха к своей семье. и т. д.
Была проведена конкурсная игровая программа вместе с мамами на тему: «Мама-слово
дорогое, открытое мероприятие (для методического объединения) «Моя семья». Проводилась исследовательская робота по ознакомлению детей с родным городом -это
посещение музеев, библиотек, памятников. Предварительная работа велась с
родителями на тему: «Имя улицы моей» в результате которой был получен интересный материал. (Интересный материал подобрали на данное задание Гордеева Лена и её семья они исследовали название улицу имени Сергея Панкова, Свидерик Данил изучение улицы Мухинская, Щерба Алеша по изучению улицы Волочаевская) Исследовали достопримечательности нашего города: кинотеатр «Мир»,железнодорожный вокзал, памятники их истории, стадион «Факел» просматривали открытие Олимпийских игр среди районов нашего города (Диск принесли родители).Познакомила детей с природой нашего города, в течение лета родители собирали гербарий лекарственных растений, :
оформили альбом вместе с детьми,исполняли на музыкальных занятиях песни о Завитикске,и сочинили частушки, о любимом городе, познакомили детей со сборником стихов Завитвиских поэтов, клуб «Вдохновение». Провел вечер поэзии Александр Романович Шалагай.
Приветствовали почетных талантливых людей города, ветеранов войны. Ознакомила детей с работами народного умельца —Николая Онисовича Стрехива,его работы демонстрируются в Москве и городе Благовещенске. Имеет звание столяр - универсал.
Родители принимали участие в мероприятиях:
«Посиделки»,выставки «Дыры осени»,районных смотрах конкурсах «Город будущего», «фото —выставки», «Крестьянское подворье, «Русская изба».фестивалях детского творчества «День железнодорожника» где дети были награждены дипломами и грамотами.
Результативностью своей проделанной работы я с детьми показала на районном методическом объединение занятие на тему: «Мой любимый город,на котором присутствовали учителя истории,
географии и учителя начальных классов, воспитатели г. Заввтвнска. Занятия было построено в виде создания журнала о своем любимом городе, где дети показали весь свои накопленный опыт. Этот журнал в дальнейшем использовали в своей работе и другие педагоги. На этом объединение педагоги обменивались своим опытом. а именно историей возникновения города о раскопках,что заинтересовала всех педагогов. Надеюсь что в детях загорелась искра духовного, творческого патриотизма, которая будет разгораться и позволит в дальнейшем назвать им себя сынами и дочерьми своей Родины