Лучший педагог года

Опыт работы по основным направлениям экологического воспитания дошкольников в процессе совместной проектной деятельности

Вера Олесова
Опыт работы по основным направлениям экологического воспитания дошкольников в процессе совместной проектной деятельности
▼ Скачать +Заказ

Опыт работы по этой теме велись Тюнгюлюнском ЦРР д / с «Олимпионик». За несколько лет провела долгосрочные проекты на темы : «Мамонт», «Тон буору тобулан тахсар Ньургуьуннар», «Колосок» и другие.

Прежде чем приступить к работе над темой, мы наметили цель: Становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде.

Публикация «Опыт работы по основным направлениям экологического воспитания дошкольников в процессе совместной проектной деятельности» размещена в разделах

Задачи:

• Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы

• Создавать условия для формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребенка поведения.

Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом

• Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе

• Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности

Ожидаемый результат: Повышение уровня знаний детей по экологии. Полученные детьми знания, умения и навыки позволят ребенку грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности, повышение коммуникативного интереса. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с родителями.

Ребё нка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач. Инициаторами темы проектов являются дети. Например, в проект «Тон буору тобулан тахсар ньургуьуннар» вышла из вопросов детей, когда гуляли по парку детского сада. А проект «Мамонт» вышла из желания узнать побольше о мамонтах, после проведения НОД «Мамонт суолунан айан».

Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей детей. Методика работы в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода.

Вместе с родителями на круглом столе разработали план работы, выбрали формы, средства, определили ответственных. Заранее разработали смету расходов работы по проекту.

Рассмотрим этапы работы в совместной проектной деятельности будем разбирать по основным направлениям экологического воспитания. Взяла две основные проекты «Колосок» и «Тон буору тобулан тахсар - Ньургуhуннар».

1. Познавательно – речевое развитие.

В этом направлении введется очень много работы. Дошкольный возраст очень важный период когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому нельзя упускать этот период больших возможностей для всестороннего развития детей.

В проекте «Тон буору тобулан кун диэки тардыьар ньургуьуннар» главным этапом развития познавательной активности детей стала исследовательская деятельность. Поставлена перед детьми проблемная ситуация и цель исследования. Дети начали вместе с родителями и педагогами начали сбор материала. Каждый день прибавлялось столько новой информации о подснежниках, что дети в свободное время с удовольствием начали рисовать. На защите проектов проявились такие качества, как коммуникативность, артистичность, искусство общения со сверстниками. В процессе исследования дети проявили любознательность, целеустремленность, волю, исследовательский азарт, самостоятельность.

Дети познакомились с профессией ботаник. Узнали, что ботаника- наука о растениях, раздел биологии. Ботаника охватывает широкий круг проблем. Изучили карту Якутии и познакомились с местами размножения подснежников, а также с их разновидностями. На карте значками отметили: В Сунтарах растут красные подснежники, а у нас, в Мегино –Кангаласском районе, желтые, на правой стороне реки Лены растут желтые и белые подснежники. А в левой стороне реки красные и фиолетовые. Для наблюдения за всходами цветка посадили летние цветы– петуньи. Также детям очень понравилось наблюдать за растениями. А когда появились цветы все радовались!

Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно-речевого развития детей, которое можно разделить на два направления : развивающая среда в группе и прогулка.

Во время проектной деятельности проводится очень много прогулок на территории детского сада, но и близ лежащих лесов. Прогулки, экскурсии проводятся учитывая территориальные, погодные условия, экологическое окружение детского сада, оборудование на площадке и ближайших игровых площадках, при этом происходит интеграция всех образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, художественная литература, труд, здоровье, социализация, физкультура и как следствие через детскую деятельность : двигательную, игровую. вели наблюдение за всходом подснежника своем участке около детского сада. Ввели дневник наблюдения, организовали «Зеленый патруль», т. е. охрану участка. Раскрытие бутонов 9 мая было подведением итога наблюдения. При правильном и целенаправленном планировании можно закреплять знания и навыки детей, так как в каждом из компонентов прогулки таится большое количество возможностей для всестороннего развития детей раннего возраста.

Второй проблемой в экологическом развитии детей на наш взгляд является развивающая среда в группе это недостаточное разнообразие атрибутов, связи с сезонностью, недостаточное пополнение и своевременное замена природного материала для игр с ним; экспериментирования со снегом, песком, водой, льдом, разнообразного наличия художественной литературы по экологическому воспитанию, иллюстраций (птичка большая и маленькая, зайчик беленький и серенький, наличие комнатных растений соответствующих возрасту, отсутствие возможности содержать живые организмы в связи нормативно правовой базы ДОУ.

Во время проектной деятельности в группе организованы уголки, мини-музеи, стенды по тематике проекта. Стараемся оформлять в соответствии с проектом. Вся эта обстановка помогает детям чувствовать, ощутить, побыть в атмосфере тем.

В проекте «Колосок» сделаны стенды по темам: «Разновидности зерн», «Путь от зерна до буханки хлеба», Мини музей (колосья пшеницы, макеты орудий вспашки почвы, сделанные руками родителей, «Хлеб в ВОВ».

В проекте «Ньургуьун» : «Виды подснежников в Якутии», части цветка, схема жизни цветка, карта Якутии.

Выпуск книжки о подснежнике: сбор стихов о подснежниках, сбор песен о подснежниках

сбор рисунков детей, сбор интересных фактов о подснежниках, сбор сочинений сказок, рассказов, былин, легенды о подснежниках

Также проводили выставки, которые дети вместе с родителями сами сделали. А также устроили фотовыставки «Ньургуьуннаах хонууга». Фотовыставке участвовали все дети детского сада, были очень интересные работы. Качество фото учитывалась. Жюри и спонсор этой выставки стал индивидуальный предприниматель, профессиональный фотограф Генеров Н. Н. Победители получили грамоты и сертификаты от спонсора. От выставки все получили положительные удовольствия и эмоции. На фотографиях дети видят себя и вместе вспоминают моменты, которые недавно пережили. Это помогает им сдружиться, а также закрепить знания. Организуются мини библиотеки, выставка книг, журналов. И конечно дети очень любят игры, которые мы совместно сделали своими руками. Дети сами по рисунку собирали картинки и этим повторяли пройденные знания.

Таким образом: при творческом подходе педагога экологическое воспитание и развитие детей раннего возраста станет более эмоциональным и содержательным, ведь мир природы очень многообразен и широк, для этого необходимо использовать весь потенциал интересных возможностей в экологическом развитии и закрепление знаний, умений в группе в совместной и самостоятельной деятельности. В экологическом воспитании можно полноценно использовать оба направления : прогулку и развивающую среду. Для этого необходимо планирование с использованием всех имеющихся возможностей.

2. Социально – личностное развитие.

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

В ходе реализации проекта ходили с детьми на экскурсии в природу, с родителями организовали поход в лес. Дети знакомились с жизнью леса и его обитателей, с растениями, которые растут в лесу. Была выпущены газета, плакаты. Детям читаем беседы, художественные произведения, сказки, стихи. С детьми инсценировали сказки, показали ее родителям и детям других групп.

В проекте «Тон буору тобулан кун диэки тардыьар ньургуьуннар» организовали уборку зеленого участка. Все дети нашей группы стали членами «Зеленого патруля». Всем повязали повязки на руках. Ребенок с повязкой сразу становится серьезным, ответственным, начинает контролировать за детьми, ухаживать за территорией.

Во время проектной деятельности детям проводились очень много бесед, выставок, рассматривание книг, картин.

С целью сохранения и бережного отношения этого прекрасного цветка провели экологическую акцию «Сир симэ5ин ньургуьуну харыстаан!» в селе Тюнгюлю. Приняли участие в этой акции все воспитанники этого детского сада, родители, воспитатели детского сада. Были нарисованы плакаты с пропагандой сохранения бережного отношения к подснежнику и были вывешены в общественных местах села: в детских садах, сельской и школьных библиотеках, в доме культуры. В территории детского сада из лучших работ сделали баннер о подснежнике.

Незабываемые впечатления остались от экскурсии в пекарню. Дети с интересом слушали беседу пекаря, следили каждым действием работников пекарни. С восторгом узнали, как много хлеба пекут за день пекари! И конечно в конце отведали свежоиспеченый хлеб.

Подводя итоги деятельности по проекту «Подснежник», провели большое заключительное мероприятие на природе с участием родителей. Целью этого мероприятия стала формирование таких качеств как бережное отношение к природе, понимание прекрасного в окружающем мире, совершенствование физических навыков ловкости, быстроты, сообразительности, воспитание правильного поведения на природе.

Итоговое мероприятие по проекту «Колосок» - подводя итоги по этому проекту провели игры, совместную деятельность, читали стихи, пели песни, своими силами поставили сказку «Колосок».

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. В родительский уголок помещалось информация о природе и экологии, для родителей провели консультации по темам проектов. Родители активно участвуют в выставках, экологических акциях, предоставляли транспорт для экскурсии, от каждой семьи были нарисованы плакаты в защиту подснежников, леса.

3. Художественно- эстетическое развитие

Развитие творческих начал детей в этапе «Ньургуьун кэрэтин туойабын» в проекте «Ньургуьун» прошли очень увлекательно, дети всегда с интересом ждали эти моменты.

На этом этапе дети научились разбирать, анализировать, найти суть произведения, стихотворения. Восхищаться красотой языка. Красота и сила этого цветка увлекла детей на следующую творческую работу –поделки своими руками – макеты подснежника, венки. Познакомились с частями цветка: цветок, пыльца, семена, листья, ствол, корень, клубень. Родителям очень понравились эти поделки и с большой охотой принимали участие в проектной деятельности с детьми. Разные поделки из любого материала, украсили нашу группу: из бисера, из бросовых материалов, одноразовых ложек, из конского волоса, разные картинки, коврики и другие. А также выучили много стихов и песни о подснежниках, даже удивились что оказывается очень много стихов и песен написан. Девочки вместе с музыкальным руководителем разучили танец подснежников. В итоговом мероприятии сделали интересную выставку, читали стихи, пели песни.

Подытаживая творческую и исследовательскую работы детей скомпоновали макет сборника - книжки о подснежнике «Кэрэгин да5аны ньургуьун».

Самым интересным и увлекательным этапом в проекте «Колосок» стала поделка веселых человечков с овесом. С интересом и с нетерпением наблюдали всходы, мерили, заполняли дневник наблюдения, радовались от проделанной работы. Увлекательным этапом стала изготовление книжки – самоделки: «Колосок», «Петушок и бобовое зернышко», «Откуда берется хлеб?»

4. Физическое развитие

Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.

Читали стихотворение «Ньургуьун» Е. Васильева

Тон буору тобулан, Кырдалга тахсан,

То5ута тыыллан, Кылбайан тупсан,

Ньургуьун тыллан, Бу кэрэтин хойуутун,

Ньургуйбут ахан Бухатыыр ньургуьун!

Читая это стихотворения дети узнали что подснежник похожа на богатыря, что она самый сильный, терпеливый, быстрый, не боится мороза. И впечатлившись этим стихотворением зародилось военно - патриотическая игра «Хо уун уол». Участники игры - все мальчики группы. Целью и задачами этой игры стала :

• укрепление здоровья и физической подготовки детей;

• формирование нравственно- патриотических чувств (интерес к военной службе, уважение к военной профессии);

• выявление спортивных интересов и способностей дошкольников;

воспитание морально- волевых качеств (смелость, целеустремлённость, выдержка,организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов, уважение соперников по состязанию, доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать) .

Мальчики соревновались по военизированной эстафете, по знаниям войск, военной техники Российской Армии, знания по основам безопасности жизни, этикету, бросание гранаты, развязывания узла, забивания гвоздя, распиливание доски. Это игра выросла до улусного масштаба.

Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

В результате проделанной работы :

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, в том числе и проектную;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Так, из 24 детей группы не остался ни один ребёнок безучастным. Самым удачным в наших проектах мы считаем то, что инициатива изучения тем проектов исходила от детей. Поэтому работать было легко и интересно. Собрали очень много материалов, узнали много новой, порой неожиданной информации. В ходе проекта значительно расширился кругозор детей, дети научились общаться, помогать друг другу; развились такие качества, как умение выступать перед публикой и умение слушать, анализировать, делать выводы.

Ученые отмечают важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

В предыдущих проектах определенными трудностями стала работа с родителями, некоторые родители поверхностно относились при подготовке планшетов, делали «для галочки», не вовлекая в это ребёнка. А ребёнок порой не знал, о чём рассказывает его планшет. На этот раз родители более внимательно, ответственно отнеслись к проекту.

В ходе проекта самой затруднительной была своевременная фиксация ситуации деятельности воспитанников и их достижений, фотографирование и распечатка, выпуск книжки.

Наши проекты позволили :

- развитие сотрудничества ориентированное отношения «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «ребенок - родитель»;

- повысил творческую активность родителей и педагогов, их взаимоотношения, как партнеров в проектной деятельности;

- формирование у детей экологической культуры, нравственных качеств, любовь к природе, понимание прекрасного в природе;

- ребенку стать субъектом проектной деятельности;

- самоизменению, саморазвитию всех участников проекта : воспитателей, родителей и детей, убедил нас в необходимости такого делового сотрудничества воспитателей и родителей при работе с дошкольниками;

Мы можем утверждать, что данные проекты объединили, сделали партнёрами детей, их родителей, многих педагогов; позволили нам лучше узнать друг друга, увидеть в разных ситуациях. И такие проекты дают раскрыться возможностям каждого ребёнка, стирая барьеры.

Таким образом, в процессе работы над проектами подвожу детей к выводу о том, что мы – люди являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но и любовь и бережное отношение окружающих. Проекты дают возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. И в результате проделанной работы мы хотим видеть своих детей добрыми, терпеливыми, трудолюбивыми и милосердными, умеющими восхищаться красотой природы, а их родителей – экологически грамотными.

Заключение.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада : от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать свое достойное место экологическом воспитании в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разыми способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группеОпыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе Выступление на педсовете: "Опыт работы по проектной деятельности в старшей комбинированной группе «Ромашка».Описание материала: данная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по основным направлениям экологического воспитания дошкольников в процессе совместной проектной деятельности
Опубликовано: 22 апреля 2022 в 15:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по основным направлениям экологического воспитания дошкольников в процессе совместной проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Вера Олесова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД