Лариса Денисюк
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению при проведении двигательных мероприятий
▼ Скачать + Заказать документы
Во всех программах воспитания и обучения детей в детском саду, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасного поведения. В детском саду дети занимаются разнообразными видами деятельности, и каждый из них диктует свои особенности поведения и меры предосторожности. Во время проведения двигательных мероприятий дети наиболее подвержены частым ушибам, вывихам и переломам. Излишнее любопытство, отсутствие жизненного опыта, плохая координация движений, незавершенное формирование костной ткани - всё это составляющие риска получения травмы.
Публикация «Опыт работы по обучению детей безопасному поведению при проведении двигательных мероприятий» размещена в разделах
Травмы легче предупредить, чем лечить их последствия. Поэтому важно и необходимо обучать детей безопасному поведению. Обучить безопасному поведению - значит приучить к определённому образу жизни. У ребёнка должен быть выработан защитный механизм, который сработает в нужный момент.
Как видится мне эта проблема? Формирование у ребёнка навыков безопасного поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек.
Привычка - это поведение, образ действий, ставших для кого-то в жизни, обычными, постоянными.
Навык - это усвоенный, доведённый до автоматизма способ действий.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Полезно ненавязчиво показать детям все наиболее опасные места и рассмотреть ситуации, которые могут привести к получению травмы.
При обучении детей безопасному поведению во время проведения двигательных мероприятий, учитывая возрастные особенности наших детей, я выделила следующие направления и темы:
1. Воспитание у детей осознания ими ценности своего здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.
2. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, обучение безопасным приёмам двигательных действий.
3. Формирование умения объективно оценивать свои физические возможности, для того, чтобы грамотно действовать в ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определённых действий.
4. Ознакомление детей с возможными травмирующими ситуациями.
Начинала работу с изучения детьми своего организма, умения прислушиваться к нему. Для этого знакомила детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме рассказывала об органах человека (руки, ноги, сердце, органы чувств, как мы дышим). Обратила внимание детей на то, какие органы нуждаются в особой защите. Был проведен блок занятий : «Человек и его защита», «Уроки «Мойдодыра». Показала видеофильм «Наше тело и что в нём происходит». Стала формировать умение чётко прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы: «Нуждаюсь в свежем отдыхе», «Устал, нужно отдохнуть», «Хочу пить», и др.
Параллельно шла работа по формированию привычки здорового образа жизни. По традиции здесь использовались различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на улице, досуги, спортивные игры и развлечения. Эта работа велась совместно с инструктором по физкультуре. С точки зрения обеспечения безопасности очень важно научить ребёнка правильно выполнять движения. Например, научившись хорошо ловить мяч двумя руками, можно избежать удара в лицо. Научившись соблюдать дистанцию во время бега, можно избежать столкновения с другими детьми и т. д.
Эти навыки отрабатывались с детьми на занятиях по физической культуре. В целях предупреждения травм готовили наших детей к возможному падению с помощью специальных упражнений - падение на мат, прыжки на мат, падение сгруппировавшись при катании на лыжах. Детям объясняли, что эти упражнения могут пригодиться в определённых ситуациях, например, научат «правильно» падать.
При возникновении опасной ситуации, детям всегда старалась разъяснить допущенную ими ошибку и её возможные последствия. Чтобы дети стали лучше осознавать выполняемые действия, я задаю им такие вопросы: «Что ты делал?», «Какие движения выполнял?», «Зачем мы тренируемся в беге, прыжках?», «Что вы делаете, чтобы бежать быстрее, прыгнуть дальше?». Эти вопросы задаются после занятия, на прогулке, для того, чтобы с помощью ответов дети научились осознавать свои действия. Ещё я использую такой приём как обсуждение с детьми придуманных ситуаций. Например, предлагаю детям послушать следующую историю. «Во дворе мальчики играли в суперменов. Они залезли на высокую крышу гаража. Один мальчик предложил: «Давай прыгнем вниз». Другой мальчик сказал: «Но ведь очень высоко». «Ничего», - ответил первый мальчик – «ведь мы супермены!» Детям задала вопросы: «Кто из мальчиков прав? Кому опасно прыгать с высоты: мальчикам или суперменам»? Дети правильно отвечали, что обычным людям прыгать с высоты опасно, можно разбиться, пораниться, сломать руки и ноги. «Покажите, какая высота по вашему является опасной? С какой высоты вы могли бы прыгать»? Дети показывали на перекладину шведской стенки опасную и безопасную, по их мнению, высоту. Так я пытаюсь сформировать у детей осознание своих физических возможностей.
Важно, чтобы дети понимали необходимость быть здоровыми и стремились выполнять всё, что этому способствует. Дети должны иметь представление о том, что неправильное поведение во время игры или прогулки может привести к опасной ситуации. Даже такие «безобидные» действия как толкание, подножка, хватание за одежду во время игры могут привести к травме. Ребёнку нужно разъяснять, что может произойти. С этой целью провожу дидактические игры : «Можно-нельзя», «Опасно-неопасно», «Если я сделаю так, то…». Использую в работе и другие формы обучения : занятия, беседы, моделирование ситуации, рассказываю о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, ставлю вопросы «А как поступите вы, если…»? Использую наглядный и дидактический материал по правилам безопасного поведения : серию картин «Как избежать неприятностей», книги, раскраски, детские журналы. С помощью игры, на примере шалостей и озорства зверушек обучаю детей безопасному поведению на горке, в песочнице, у качелей, во время других игр.
Я стараюсь не оставлять без внимания любые ситуации, которые бывают в группе. Если ребёнок поступил правильно, например, во время игры не стал отбирать мяч у товарища, дождался своей очереди и выполнил действия, не мешал другим, то я обязательно похвалю и обращу на это внимание других детей. Если ребёнок поступает неверно, объясняю допущенную ошибку и рассказываю о возможных последствиях. Нельзя запугивать детей! Страх подавляет интуицию ребёнка, «смазывает» правильную реакцию.
Но наибольшему риску получения травмы дети подвержены во время самостоятельной двигательной активности. Другие виды двигательной деятельности детей (занятия, досуги, подвижные игры, динамические паузы) готовятся взрослыми, они продумываются ими, подбираются атрибуты. И риск получения травмы минимальный. А в свободной игре дети двигаются самостоятельно, «не по плану», и очень часто они не могут сами переключиться с одного вида движений на другой, более спокойный. Этому тоже надо детей научить. Можно обратиться к ребё нку: «Ты тяжело дышишь, покраснел, послушай, как бьётся твоё сердце, на лбу капельки пота. Как ты думаешь, почему у тебя такое состояние? Это полезно или вредно для тебя? Что нужно сделать, чтобы почувствовать себя лучше»?
Обучение детей безопасному поведению – это работа постоянная, обязательно включающая взаимодействие с родителями. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Цель моей работы в этом направлении - объяснить родителям важность проблемы безопасного поведения детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. При подготовке родительского собрания «Безопасность детей - дело взрослых» провела опрос и анкетирование «Мой взгляд на безопасность», «Причины опасности». Для родителей была оформлена памятка «Ребёнок на улице и дома», передвижная библиотечка, фотостенд «В стране безопасных игрушек». Провела индивидуальные беседы и консультации по темам: «Личная безопасность ребёнка в играх с песком», «Травматизм детей на качелях». Родители приглашались на открытые физкультурные занятия и другие двигательные мероприятия – досуги и праздники, спортивный кросс.
Ещё в группе разработала правила безопасного поведения. Назвала их «НЕВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ».
Бытует мнение, что дети плохо воспринимают указания с приставкой «не», но здесь как нигде уместны прямые запреты:
осторожно обращаться с острыми предметами- ножницами, столовыми вилками и ножами;
выходя на прогулку, спускаться с лестницы по одному, крепко держаться за поручни, не толкаться;
не ходить по бордюру;
не лазить по деревьям;
осторожно обращаться со спортивным оборудованием на площадке и в спортивном зале, заниматься на снарядах по - одному, не толкаться, чтобы избежать травм;
соблюдать дистанцию во время бега или выполнения упражнений;
избегать падений во время подвижных самостоятельных игр, при спрыгивании с предметов, при спуске с лестницы и подъёме;
не поднимать колющие и режущие предметы. Сообщить о них воспитателю;
не бросать камни, песок, чтобы не нанести вред друг другу;
Стараюсь, чтобы эти правила соблюдались детьми, стали нормой их поведения. Доводя их до детей, говорю: «На прогулке, во время игры надо вести себя следующим образом, потому что…», или такой вариант: «С тобой ничего не случится, если…», «Увидев посторонний опасный предмет, ты можешь обратиться за помощью». Я отдаю себе отчёт, что каждый навык отрабатывается постепенно, нужна долгая и кропотливая работа, одной или двумя беседами ничего не достигнешь. Соблюдение правил должно сопровождать и многие другие действия ребёнка. В конечном счёте, эти правила должны стать привычными и стать важным элементом безопасного образа жизни детей.