Ирина Кравец
Исследовательский групповой проект на тему «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
Публикация «Исследовательский групповой проект на тему „Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников ДОУ. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Проект был разработан для детей подготовительной группы, где были представлены разные формы организации и интеграции образовательных областей: «Познание. Формирование целостной картины мира», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Паспорт проекта.
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома.
Задачи:
1. Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья, познакомить с последствиями неосторожного обращения с ними.
2. Формировать у детей представление о правилах поведения в опасных ситуациях.
3. Развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода.
4. Познакомить с особенностями работы служб спасения и выучить их телефоны.
5. Воспитывать чувство самосохранения.
Вид проекта : Исследовательский, групповой.
Сроки реализации: Средней продолжительности (2 месяца).
Объект проекта : дети и родители подготовительной группы №6.
Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.
Предполагаемые результаты:
• Дети расширят свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
• Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами и т. д.)
• Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь.
Работа по реализации проекта строилась в три этапа.
1 этап – подготовительный.
Цели:
• Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников в образовательной области «Безопасность».
• Подбор и систематизация материала (пособий, игрушек, демонстративного материала, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями в образовательной области «Безопасность».
• Создание развивающей среды по выбранной тематике.
• Формировать заинтересованность у родителей к теме «Безопасность ребёнка».
Мероприятия:
1 Оформление родительского уголка на тему : «Безопасность ребёнка дома», «Характеристика ребёнка-дошкольника, обладающего опытом безопасного поведения».
2 Создать в группе МДОУ развивающую среду по теме «Безопасность».
3 Провести анкетирование родителей на предмет актуальности выбранной темы.
2 этап – основной.
Цели:
• Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома.
• Знакомить детей с опасными предметами в доме.
• Знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением, правилами пользования и мерах предосторожности при общении с ними.
• Закреплять знания детей об основных правилах пожарной безопасности.
• Закреплять правила безопасного поведения дома.
• Знакомить с порядком работы служб спасения и выучить их телефоны.
• Воспитывать чувство самосохранения.
• Пополнять активный словарь детей, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.
• Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
Мероприятия:
1. Рассматривание плакатов на тему : «Безопасность дома».
2. Беседы с детьми на темы:
• «Если ты один дома»,
• «Опасные предметы»
• «Домашние электроприборы»
• «Не открывай дверь чужим людям»
• «Это не игрушка, это опасно!»
• Как позвонить в службу спасения!»
3. Экскурсии:
• в пожарную часть,
• в дежурную часть полиции,
• на станцию скорой помощи.
4. Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Торопливый ножик», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка».
5. Дидактические игры:
• «Загадки-отгадки»
• «1-2-3 – опасность назови!»
• «Можно-нельзя»
• «Где хранить предметы?»
• «Помоги сказочным героям»
• «Доскажи словечко!»
• «Помоги спасателям»
• «Что для чего?»
6. Тематические занятия:
1 «Использование и хранение опасных предметов». Цель: Дать знания детям о том, что существует много предметов, которыми необходимо уметь пользоваться, но храниться они должны в специально отведённых местах.
2 «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности». Цель: Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
3 «Электроприборы». Цель: Дать знания детям о том, что такое электроприборы, чем они могут быть опасны, какими электроприборами пользоваться детям нельзя, а какими с осторожностью.
4 «Как вызвать службу спасения!». Цель: Научить детей правильно пользоваться номерами телефонов экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны).
5 «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми» Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации как контакты с незнакомыми людьми. Научить детей правильно себя вести в таких случаях.
7. Работа с родителями:
• Консультация для родителей на тему : «Правила безопасного поведения дома».
• Встреча с родителями героических профессий.
8. Совместная творческая работа родителей и детей:
• Составление творческих рассказов на тему «Откуда пришла беда».
• Изготовление схем для каждого ребёнка по теме «Безопасность дома».
• Рисование плакатов на тему «Безопасность».
3 этап – заключительный.
Цели:
• Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
• Поделиться полученным опытом с коллегами.
Мероприятия:
1. Итоговое занятие на тему : «Правила безопасного поведения дома».
2. Оформление фотовыставки.
3. Презентация проекта на педагогическом совете МДОУ.
4. Презентация проекта на кустовом объединении педагогов ДОУ.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность».- СПб. :«Детство-Пресс», 2007.
2. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность». – М. : Просвещение, 2008.
3. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры». – СПб. : «Детство-пресс», 2012.
4. Хромцова,Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей до-школьного возраста». - М. : Педагогическое общество России, 2005.