Галина Пичугина
Опыт работы по краеведению. Кружок «Приключения зеленого кузнечика Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Г. Н. Пичугина.
Кружок «Приключения зеленого кузнечика Кузи»
Г. Н. Пичугина,
воспитатель первой
квалификационной категоьтрии
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Родина, Отечества. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Публикация «Опыт работы по краеведению, Кружок „Приключения зеленого кузнечика Кузи“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кузнечик
- Мой край, мой город. Краеведение
- Опыт работы, практика
- Темочки
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознавая значимость проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня к углубленной краеведческой работе, которую организовала в виде кружка с детьми подготовительной группы.
Свой кружок мы назвали «Приключения кузнечика Кузи».
Работу построила по трем направлениям:
1. Информационный блок – переработка теоретического материала, за основу я взяла книгу Андрея Николаевича Куприянова и Юрия Александровича Манакова, «Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи»
2. Технологический блок- разработка конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения.
3. Организационный блок- создание развивающей среды.
Целью моей работы является совершенствования нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство любви и привязанности к родному краю.
2. Формировать интерес каждого ребенка к основам экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому.
Работа в кружке началась на прогулке, когда мы на участке нашли кузнечика и вместе с детьми за ним наблюдали и назвали мы его Кузя. Прошла неделя, и после сна детей ждал, сюрприз, в группу пришло письмо от кузнечика, где он рассказывал небольшую сказку о своей жизни с приключениями. И подарил нам книгу «Приключения зеленого кузнечика Кузи».
И мы вместе с ребятами решили узнать, что же произошло с кузнечиком дольше. Предложила ребятам проследить весь путь Кузи, для этого мы нарисовали карту Кемеровской области. И у нас с ребятами началось путешествие, вместе с Кузей по всей области. Все передвижения мы рисовали на карте.
Свой путь кузнечик начал с реки Томь и города Кемерово. Многие не видели реку и тогда мы Насте Курмашевой дали задание, когда она поедет к бабушке в Кемерово, сфотографировать реку Томь и город Кемерово, а Андрей Горячкин приготовил сообщение, почему так назвали наш главный центр, город Кемерово.
Наши встречи с кузнечиком проходили раз в неделю, каждый раз мы читали главы из книги, и узнавали все больше о нашем крае. Ребятам давалось задания на дом, приготовить картинки или небольшой рассказ об очередном сюжете книги. Совместно на прогулках мы искали полезные и ядовитые растения. Затем составляли гербарии. Осенью на участки искали грибы, съедобные и ядовитые, рассмотрев их, в группе на занятии мы лепили грибы из соленого теста.
Наш Кузнечик очутился на озере Большой Берчикуль, здесь ребята делились своими впечатлениями об озере, так как многие из них на нем были. Весь путь до озера и само озеро мы нарисовали на карте. И тут же мы наклеили водяных насекомых и рыб, которые обитают на озере.
Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежало игре. Через игру дети познают окружающий мир и учатся его любить. Когда в очередной главе книги мы познакомились с муравьями и узнали их образ жизни. На участке мы нашли муравьиную кочку, и долгое время вели наблюдения за муравьями. Играя на прогулке, один ребенок наступил, на кочку и раздавил ее. И тогда я решила предложить ребятам игру в муравьев. Все ребята муравьи и они должны построить для себя дом из соломинок и палочек, но брать нужно по одной только палочки и носить ее в кочку, Соломками мне послужили счетные палочки. Ребята сначала обрадовались, что они быстро построят, но на самом деле мы строили почти целый день. На следующий день, выйдя на прогулку, я наблюдала, как ребята носят маленькие палочки к муравейнику, вот такие моменты в жизни детей и воспитывают у детей любовь к родному краю и всему живому, что нас окружает.
Читая очередную главу из книги, мы составили картотеку загадок о лесных животных, которые обитают в этой местности. Когда Кузя очутился в роще, то мы вместе слушали голоса певчих птиц на магнитофонной записи, в конце изготовили коллаж с певчими птицами и повесили его в уголке природы, а на карте нарисовали птиц, которые обитают в этой местности.
Нам с Кузнечиком пришлось преодолеть не мало трудностей, когда в очередной главе мы прочитали про пожар в лесу. Мы долго беседовали с детьми о правилах поведения в лесу, и домой я ребятам дала домашнее задания нарисовать знаки безопасности для леса, потом с этими знаками мы проводили сюжетно ролевую игру и составили альбом.
Когда кузнечик очутился на шахте, мы смотрели документальный фильм про шахту. И затем Сабина рассказала, как образуется уголь, и мы его рассмотрели. А на карте нарисовали угольные отвалы и растения, которые на них растут.
В течение всего года мы заучивали стихи про животных, насекомых, растения, проводили опыты, эксперименты, составляли альбомы, рисовали коллажи, вели наблюдения, играли.
И так наше путешествие продолжалось до самого лета. Кузнечик Кузя побывал во всех уголках кемеровской области и опять вернулся домой. Книгу мы прочитали, карту составили и пополнили развивающею среду материалами по теме родного края.
Организованная кружковая работа с детьми старшего возраста, формирует у них не только устойчивый интерес к родному краю, но воспитывает их как личность.
Вся эта работа была построена в тесном сотрудничестве с родителями моих воспитанников.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха нашей работы.