Елена Муравьёва
Опыт работы по изучению метода фрактального рисования
▼ Скачать + Заказать документы
В моих руках – коробка с цветными карандашами, сколько тайн и чудес она скрывает внутри себя и каждый карандаш это маленькая незатейливая история, которая происходит в нашей жизни. Но прежде чем карандаш попал в коробку, он побывал в руках у мастера.
Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал мастер карандашу, укладывая его к коробку, всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Публикация «Опыт работы по изучению метода фрактального рисования» размещена в разделах
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след.
Карандаш пообещал помнить об этом.
И вот в моих руках карандаш, я ощущаю, как бьется его маленькое сердечко ….и начинаю рисовать линию…линию в длинною в жизнь…
Она переплеталась, извивалась в разные стороны, прошло время, и привела меня в детский сад. И вот уже 7 лет - я воспитатель детского сада. Для меня – это дом, где живут мои мечты и фантазии, где раскрывается огромное поле для педагогического творчества, в котором дети яркие искорки, легко разжигающие пламя вдохновения, креативности и познавательной инициативы.
Беру в руки цветные карандаши и … незатейливые каракули, сплетенные в разные образы начинают оживать…
«Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
С активностью красного карандаша, я оттачивала педагогические приемы, искала методы и подходы, раскрывающие индивидуальные особенности дошкольников, которые развивают воображение, фантазию и творческую активность. Ведь эти качества личности особенно необходимы актуальны в наше время.
«Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.» (притча о карандаше)
Мои воспитанники, как маленькие разноцветные карандашики, которые я держу в своих руках. Мне необходимо помочь проявлению их творчества, позволить получать удовольствие от него. Ведь творчество без специальной педагогической поддержки может не достичь максимума или даже угаснуть.
Не случайно, об этом сказано в ФГОС дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования нацеливает на создание условий развития творческих способностей ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; создание благоприятных условий художественно-эстетического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие воображения и творческой активности каждого ребенка.
И открытием для меня стал метод фрактального рисования.
Метод «Удивительных каракуль» подробно описан в книге авторов: Полуяхтовой Т. З., Комова А. Е. «Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности».
Яркость, красота фракталов завораживает, очаровывает, погружает в состояние медитации. Мне хотелось поделиться этой красотой с детьми, казалось, что метод доступен и привлекателен для них. Но на сегодняшний день опыт работы по этой теме с дошкольниками фрагментарен и не систематизирован. И все-таки я решила попробовать.
Оранжевый карандаш добавил мне апельсинового настроения и помог в практической работе. Мною было разработано перспективное планирование по внедрению технологии фрактального рисования для детей старшего дошкольного возраста, созданы презентации по знакомству детей с миром фракталов. Мы искали фракталы в природе, иллюстрациях, в музыке, художественных произведениях.
Мною изготовлены дидактические игры и пособия по теме, проведены консультации и практикум для педагогов детского сада «Мир фракталов», «Дети, фракталы и море удовольствия». Нетрадиционные техники рисования легли в основу открытых педагогических мероприятий, показанных для педагогов в детском саду и районе.
Желтый цвет, цвет взаимопонимания и дружбы. С теплотой и заинтересованностью коллеги отнеслись к моим инновациям. На своих занятиях они используют фрактальные сказки, стихотворения, рисунки. Мы даже нашли фракталы в музыке и провели несколько музыкальных занятий с использованием электронной фрактальной музыки.
А вот и зеленый карандаш – это время обновлений. Жизнь не стоит на месте, я попробовала перенести метод фрактального рисования с листа бумаги на экран планшета. Планшет быстрее, чем карандаш, успевает за полетом фантазии ребенка, ведь дети зачастую хотят сделать и показать так много. Интерактивные инструменты легко осваиваются детьми и дают возможность получить быстрый и яркий продукт-результат.
Сиреневый цвет добавил нотку творчества, фантазии и мудрости. Родители тоже увлеклись темой фракталов. Они насобирали огромную коллекцию фракталов в интернете. Детям было на что посмотреть!
Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Мастер уверил карандаш, что всегда можно исправлять ошибки, которые совершаем. Способность исправлять ошибки легко приравнивается к способности меняться, обновляться, отметать ненужное, видеть главное. Посмотрите на работы детей. Вот он путь творчества, обновления, фантазии.
Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
А на моем рисунке я вижу маленькое сердечко, которое не перестает биться, и вспоминаю слова мастера о том, что наибольшая часть всегда находится внутри нас.
Приоткрыть завесу внутреннего состояния ребенка можно исследуя фрактальные рисунки детей, изучая метод цветотерапии.
Танзиля Закировна, автор методики утверждает, что цвета преобладающие во фрактальном рисунке характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние. Я получаю ключики к психодиагностике, дополнительные возможности постижения внутреннего мира ребенка. А ведь это так важно!
На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
И вспомним последнее наставление мастера карандашу: «Всегда оставляй свой след!» Я надеюсь, что наше сотрудничество не пройдет для моих воспитанников бесследно. Они сами, маленькие разноцветные карандашики, уже оставляют яркие следы в своей жизни.
Результаты работы :
Диагностика творческого развития детей, проявления творческой инициативы продемонстрировала результативность проделанной работы :
Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, быта, проявлять более устойчивый интерес к искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность.
Дети приобрели ценный опыт художественного воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности. Стали более свободно выражать свои мысли.
Дошкольники научились выделять выразительные образы при помощи формы, цвета, композиции, дети ушли от стереотипов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальные по содержанию.
Итак, притча о карандаше помогла мне рассказать об интересном педагогическом методе «Фрактальное рисование», а также осознать, что каждый человек способен осуществить то, ради чего он появился на свет. И только он сможет увидеть и создать необыкновенные вещи, рожденные его воображением.