Ольга Тяпкина
Опыт работы по формированию ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Идея создания волонтерского движения возникла не случайно. По моему мнению, волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных вариантов организации работы среди детей и родителей. В настоящее время вопрос формирования основ Здорового Образа Жизни детей дошкольного возраста стоит очень остро. Большинство родителей (законных представителей детей) нашего детского сада являются представителями «Поколения 90-х», где как известно, вопросам здорого образа жизни, духовного воспитания, психического здоровья уделялось очень мало внимания.
Публикация «Опыт работы по формированию ЗОЖ» размещена в разделах
Проводя анализ анкетирования на тему «Что в вашем понимании означает понятие «здоровый образ жизни»?» большинство родителей ответило односложно и в данное понятие вкладывают - занятие спортом, правильное питание – 80%. (Приложение 1)
В связи с этим, было решено разработать такой социальный проект, в форме волонтерского движения по формированию ЗОЖ, в котором приняли бы участие все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители, который бы показал всю многогранность работы дошкольного учреждения в вопросе формирования здорового образа жизни у детей и их родителей, поскольку именно в дошкольном возрасте идет формирование правильного отношения ко многим жизненным ценностям.
Методологической и теоретической основой проекта послужили принципы:
• Принцип актуальности подразумевает отбор знаний и умений с опорой на социальный заказ: решение актуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.
• Принцип системности и комплексности предполагает формирование комплекса знаний и умений, обеспечивающего целостное понимание здоровья человека во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонентов, а также освоение системы средств и методов по его сохранению и укреплению.
• Принцип преемственности, предусматривающий постоянное (от возраста к возрасту) расширение и углубление знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления.
• Принцип учета возрастных особенностей участников проекта.
Вся работа волонтёрского движения построена по принципу «равный-равному». Обучение по принципу «равный-равному» среди участников проекта – это обучение, при котором участники проекта (дети, родители, педагоги) передают знания друг другу, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, социальному статусу, имеющих сходные интересы.
Таким образом, основная цель нашего волонтерского движения звучит так: формирование позитивного отношения детей и родителей к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоения навыков здорового образа жизни, а так же содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
1. Формирование у детей и родителей культуры сохранения здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
2. Повышение социальной активности детей и родителей путем привлечения к волонтерской деятельности.
3. Информирование детей и родителей о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом, участия в творческих объединениях.
4. Повышение, с помощью различных акций, уровень информированности детей и родителей о ведении здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
Основными направлениями работы волонтерского движения для реализации поставленных задач служили следующие виды деятельности:
Просветительская деятельность – в которую входила работа по поддержке реализации программ по содействию формирования здорового образа жизни среди детей, родителей, коллектива ДОУ; участие в общественно-полезной деятельности;обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта.
Охранно-экологическая деятельность – организация рейдов по уборке территории ДОУ, озеленение территории, участие в экологических акциях.
Информационно-рекламная деятельность – создание и распространение детьми рекламных печатных материалов;организация и проведение тематических бесед, лекториев и т. д. ; организация и проведение презентаций и других пропагандистских акций волонтерской деятельности.
Проводя волонтерскую работу по вышеуказанным направленим деятельности мы ожидали того, что все участники движения:
Приобретут опыт социально значимой, одобряемой волонтерской деятельности
Укрепят связи партнерских взаимоотношений ребенок-родитель-ДОУ
Повысят мотивацию к ведению вдорового образа жизни, семейным ценностям, здоровому семейному климату через воспитательно-профилактические мероприятия
Повысится уровень информированности населения района о проблемах формирования ЗОЖ через распространение беклетов, информационных листовок, брошюр и т. д.
Волонтерская работа проводилась с участием детей среднего и старшего дошкольного возраста, их родителей, педагогов ДОУ. Данный проект долгосрочный и расчитан на два года.
Отправной точкой послужило ежегодное участие детей нашего детского сада в городской спартакиаде «Малышок», где,изначально, родители были приглашены в качестве сопровождающих лиц и болельщиков для своих детей. Ребята с удовольствием принимали участие в данной спартакиаде и занимали призовые места не только среди детских садов микрорайона, и города Кинешма. Так в 2016 году Ягольникова Вероника и Апрессян Сурен были награждены медалями за 1 и 2 место среди дошкольных учреждений города за участие в личном первенстве по метанию и бегу на 20 метров. Глядя на то, как родители доброжелательно реагировали на данное мероприятие, нам пришла идея вовлечения именно родителей в мероприятия подобного рода. (Приложение 2)
В связи с тем, что с 1сентября 2014 года Президентом Российской Федерайии была поставлена задача перед органами государственной власти об обеспечении внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» мы предложили родителям принять участие в семейно-массовых мероприятиях города среди дошкольных учреждений «Семья за ГТО»- 2016 год, «Мама, папа, я и ГТО- одна семья»- 2017 год. В данных мероприятиях участвовала Семья Никулиных. В 2016 году они заняли 2 место среди дошкольных учреждений города, 2017 году - 3 место среди дошкольных учреждений города. (Приложение 3)
В 2018 году в рамках совместной работы по формированию ЗОЖ, была проведена «Товарищеская гонка-2018» совместно сМБОУ школой №11 города Кинешма. В данном мероприятии принимали участие дети и родители детского сада и школы. Хотя и победила дружба, но все остались довольны результатами. (Приложение 4).
В рамках реализации просветительского направления волонтерского движения в нашем детском саду работает «Школа для родителей» под название «По совету всему свету», где педагоги и дети рассказывают родителям о том, что такое здоровье, о правильном питании в дошкольном возрасте, нетрадиционном физкультурном оборудовании и т. д.
Так например, на заседании клуба под названием «Три кита здоровья» под руководством воспитателя Тяпкиной Ольги Николаевны, родителям было предложено рассмотреть вопрос о том, что же такое здоровье, из чего оно состоит. Участники клуба приняли участие в оздоровительной гимнастике и мастер-классе по изготовлению не традиционных игр по развитию мелкой моторики рук под руководством воспитателя Золотаревой Светланы Николаевны. (Приложение 5)
Далее для организации совместной работы детей и родителей по вопросам ЗОЖ педагогами ДОУ был проведен круглый стол под руководством воспитателя Смирновой Антонины Николаевны. Данное мероприятие проходило в виде интервьированной передачи, где главными участниками и ведущими были дети. Они обсуждали с родителям различные вопросы, касающиеся ЗОЖ. (Приложение 6)
В рамках работы круглого стола на тему «Здорово здоровым быть» дети совместно с педагогами ДОУ провели несколько мастер-классов по украшению детских блюд из овощей и фруктов. В рамках данного мероприятия родителям было предложено продегустировать различные блюда, приготовленные в детском саду и дан ряд рекомендаций о том, как правильно организовывать питание детей в выходной день. (Приложение 7)
«Быстрее, выше, сильнее…» ежегодно под таким лозунгом проходят совместные спортивные соревнования среди детей и родителей старшей и подготовительной групп «Мама, пап,я –спортивная семья», где семье детского сада соревнуются в силе, ловкости, снаровке, выносливости. (Приложение 8)
Продолжая работу просветительского направления с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования ЗОЖ, в рамках реализации годового плана в детском саду проходили ряд педагогических советов: «Не традиционное физкультурное оборудование», «Три кита здоровья», «Как снять у ребенка эмоциональное напряжение» под руководством воспитателя Тяпкиной Ольги Николаевны, где каждый педагог представлял и презентовал всое авторское дидактическое пособие. (Приложение 9)
Педагогический коллектив, дети и родители ежеквартально принимали участие в проведении «Неделей здоровья», целью которых служило создание благоприятных условий для укрепления гармоничного развития ребенка, формирование приоритетов ЗОЖ у воспитанников и их родителей,элементарных знаний в области гигиены, медицины; приобщения к активным занятиям физической культурой. (Приложение 10)
Для повышение уровня педагогичекой грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей педагоги ДОУ проводили открытые занятия по физическому развитию, родительские собрания на тему «Самомассаж, как одна из форм оздоровления детей». Элементам самоммассажа для детей младшего дошкольного возраста, с участием подгруппы воспитатнников 2 младшей группы, обучала родителей воспитатель Румянцева Ирина Геннадьевна. Золотарева Светлана Николавена консультивала родителей подготовительной группы правилам проведения самомассажа в домашних условиях с помощию подручного материала.
По вопросам закаливания детей младшего дошкольного возраста в летний период воспитатель Егорова Любовь Павловна организовывала мастер-класс. На примере воспитанников ее группы показавала родителям, как правильно необходимо осуществлять закаливание детей на улице в летний период. (Приложение 10)
Следующим направлением нашей работы было организация охранно-экологической деятельности движения.
Известно, что все знания, умения и навыки ребенок получает в процессе воспитатния и обучения. В связи с постоянно ухудшающимися экологичскими условиями в настоящее время встал вопрос о том, что детей, а так же их родителей жизненно необходимо научить быть здоровым, выжить в сложных условиях, оздоровить среду обитания.
«Чистота города-дело каждого» под таким девизом ежегодно два раза в год наш детский сад проводит экологические акции с участием родителей и детей, где они высаживают новые растения, кусты, цветы, обрезают кустарники на территории ДОУ. Дети совместно с родителями изготавливают скворечники, кормушки для птиц и вывешивают их на территории, проводят уборку прогулочных участков от снега.
Совместно с воспитателями дети ездят на экскурсии в Парк культуры и отдыха, Волжский бульвар, березовую рощу, где проводят экологические акции по призыву населения города беречь и охранять природу от мусора.
С целью организации работы по экологическому воспитанию, привитию трудовых навыков, эстетического развития педагоги учат детей наблюдать и ухаживать за саженцами, которые дети выращивают в рамках ежегодного мероприятия «Огород на окне». Ребята закрепляют знания о том, как правильно необходимо высаживать то или иное растение, наблюдают за процессом роста и развития растений, высаживают взрослые растения на клумбы и огороды детского сада.
Праздники с экологическим уклоном, целью которых служит привитие уважительного отношения к природе родного края, дают детям возможность почувствовать себя маленькой частичкой огромного мира под названием «Природа». С этой целью налажена работа с театральными коллективами города Кинешма, которые показывают и рассказывают детям поучительные истории из мира природы. Под руководством музыкального руководителя детского сада Румянцевой Юлии Евгеньевны дети исполняют различные инсценировки на экологические темы, ежегодно проводится «Праздники птиц» с участием родителей. (Приложение 11)
Еще одной из не маловажных сторон работы по формированию ЗОЖ мы считаем информационно- рекламную деятельность. По данному направлению наше учреждение проводило активную работу как с жителями микрорайна непосредственно, так и в сети интернет на сайте «Одноклассники» на страничке детского сада «Детский сад «Ромашка»».
В чем же заключалась информационно-рекламная деятельность. Дети средного и старшего дошкольного возраста рисовали плакаты с призывом отказаться от вредных привычек, заниматься спортом.
В результате акции «Мы- новое поколение, мы – за здоровый образ жизни» дети нашего деского сада выходили на улицу в общественные места и раздавали прохожим листовки и буклеты на тему ЗОЖ.
Так в близи магазинов, находящихся не далеко от детского сада, дети наклеивали плакаты для взрослых с призывам отказаться от курения. Жителям микрорайона раздавали пригласительные листы с приглашением принять участие в комплексной утренней гимнастике на улице, проводимой музыкальным руководителем детского сада Румянцевай Юлией Евгеньевной.
Дети подготовительной группы совместно с воспитателем создали видеоролик «Хорошо здоровым быть!» и выложили в сети интернет. Изготовили плакат о пользе витаминов в питании.
Педагогами ДОУ был организован день семейного отдыха «Классные выходные!», в котором принимали участие родители и дети старшего дошкольного возраста. Под лозунгом «Мы выбираем спорт, мы за здоровый образ жизни!» дети совместно с родителями катались на коньках и лыжах.
На этапе завершения проекта, проведя повторный анализ анкетирования на тему «Что в вашем понимании означает понятие «здоровый образ жизни»?» большинство участников проекта в данное понятие вкладывают - занятие спортом, правильное питание, социальное окружение, психологический климат, состояние экологии и т. д и считают, что с помощью профилактической работы можно сформировать у детей основы ЗОЖ – 90% опрошенных.
Таким образом, наше дошкольное учреждение имеет богатый опыт работы в области формирования основ здорового образа жизни, который достаточно просто внедрить в работу любого дошкольного учреждения.
Работа по проекту строилась по нескольким направлениям:
Разработка плана проекта, привлечение единомышленников.
Организация работы с активистами-волонтерами с использованием различных форм и методов работы.
Работа проходила в несколько этапов :
«Подготовительный этап»- февраль-март 2016 года
Цель: Выработка стратегий организации профилактической работы
Разработка плана сопровождения профилактической работы
«Основной этап» - апрель 2016 – март 2018 годов.
Реализация системы мероприятий профилактической работы в образовательном учреждении.
Апробация форм и методов профилактики, направленных на улучшение здоровьеформирующей среды
Проведение мониторинговых исследований эффективности профилактической работы по созданию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
Проведение практических семинаров и др. с кураторами - волонтерами.
«Заключительный этап»- апрель 2018г
Мониторинг эффективности педагогического сопровождения профилактической работы по совершенствованию здоровьеформирующей среды.
Обобщение и систематизация результатов работы по программе.
Подготовка учебно-методических материалов для руководителей, педагогов по реализации системы сопровождения профилактической работы с волонтерами здорового образа жизни.