Ольга Гришкина
Опыт работы по формированию бережного отношения к природе у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по формированию бережного отношения к природе у дошкольников
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
В. А. Сухомлинский
(слайд2)
Природа удивительна и прекрасна.
Публикация «Опыт работы по формированию бережного отношения к природе у дошкольников» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры, воспитать в детях бережное отношение к природе. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
(слайд3) Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию.
(Слайд4) Мною определены следующие задачи:
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.
(Слайд5) Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно. Мы с детьми систематически наблюдаем, ухаживаем за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
(Слайд6) Также, я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. (Слайд7) Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Живое – не живое», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «У кого какой дом». (Слайд8)Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы : «Солнышко и дождик», «Весёлый ветерок», «Листопад». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе, желание относиться к ней бережно и осознанно, также способствует развитию физических качеств.
(Слайд9)Ежедневно на прогулке я привлекаю внимание детей к подкормке птиц, прилетающих к кормушке. Дети с интересом наблюдают повадки разных птиц. На нашу кормушку прилетают много разных птиц – это и воробьи, синицы, иногда можно увидеть и снегирей. Дети с радостью о них заботятся в это непростое для птиц время. Из дома приносят семена, насыпают хлебные крошки, для синичек развешиваем на веточках деревьев сало.
(Слайд10)Мои воспитанники принимали участие в районном конкурсе среди дошкольных учреждений «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца». Ребята показали праздник «День птиц». На этом празднике присутствовали представители из «Гринпис» (их роли играли родители). После праздника ребята развешивали скворечники на территории дс. Скворечники были изготовлены родителями вместе с детьми. В вестибюле была организована выставка скворечников и птиц, выполненных из различного материала.
(Слайд11)Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Мною разработаны экологические проекты: «Лес – наше богатство», «Огород на окне».
Благодаря проекту «Лес – наше богатство», я
-расширила и углубила знания детей о лесе, о его обитателях, развивала их любознательность.
-познакомила детей с правилами поведения в лесу, дала представления о последствиях неправильного отношения к лесу, воспитывала экологическую культуру.
-научила детей устанавливать и понимать причинно - следственные связи природных явлений.
В ходе проекта мы:
-читали художественную литературу и рассматривали иллюстрации по данной теме.
-проводили беседы «Какую пользу приносит лес», «Как себя нужно вести в лесу»
- проводила НОД по темам «Лес наше богатство», «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
-играли с ребятами в дидактические и подвижные игры по данной тематике.
(Слайд12)
Свое творчество дети проявили в рисовании деревьев, птиц, аппликации. Особенно запомнилась им коллективная работа – изготовление афиши к сказке «Цветик – семицветик».
В проекте «Огород на окне»(Слайд13) мы наблюдали за ростом растений, учились ухаживать за огородными культурами, занимались исследовательской деятельностью. (Слайд14) В процессе проектно-исследовательской деятельности у детей сформировалось бережное и заботливое отношение к растениям. (Слайд15)
(Слайд16)С этим проектом мы с ребятами выходили на районный конкурс между дошкольными учреждениями «Огород на окне» и заняли призовое место.
(Слайд17)Очень интересное мероприятие было проведено в рамках «Недели театра».(Слайд 18) Мы подготовили спектакль на экологическую тему «Цветик -семицветик»и заняли 1место в номинации «Экологическая сказка». (Слайд19)
(Слайд20)Также, под моим руководством воспитанник участвовал в окружной акции «Скворечник». Занял в номинации «Литературная» 1 место.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую консультации, беседы, привлекаю к проектной деятельности. (Слайд21) В нашем дс проводилась акция «Посади дерево Победы». Родители вместе детьми сажали деревья. Благодаря им облагородился и озеленился участок возле дс. Эти деревья будут долгие годы напоминать нам о подвиге старшего поколения. (Слайд22) И как я уже рассказывала, каждый год родители вместе с детьми изготавливают скворечники и кормушки для птиц.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
(Слайд23)