Елена Захарова
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОБУ детский сад №19ст. Упорной, на основе православной культуры.
Подготовила вопитатель – Захарова Е. И.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой.
Публикация «Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпри-нятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем.
Новизна опыта ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из основных целей которого является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Обращение к опыту основ православной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно необходимо, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.
Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни»
Изучение основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.
Именно поэтому, проработав много лет в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без духовно-нравственной основы неполноценно. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашего детского сада особую одухотворенность.
Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Проведенные анкетирования, беседы, консультации, встречи с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят : усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Именно возраст с 2-7 нельзя пропустить, для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.
Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель своей работы :
- содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Это спланировало дальнейшую деятельность и выделить основные направления работы :
1. Духовно-образовательное-(занятия,беседы).
2. Воспитательно-оздоровительное-(занятия-утренники).
3. Культурно-познавательное-(встречи,целевые прогулки.
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
При работе с детьми использовались следующие методы обучения:
Наглядно-действенный метод :
рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
наблюдений;
экскурсий.
Практический метод использовался, когда необходимо:
организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника, ручной труд (Рождественский ангел и т. д.)
проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактические («Хорошие и плохие поступки»).
Особое внимание уделяла различным видам игр:
-пальчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»;
-сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дом». В организации сюжетно-ролевых игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
-дидактические: («Праздники и традиции»,» «Собери храм», «Собери яйцо», «Угадай по описанию».
-подвижные игры: игр-забав, народных и хороводные игры.
- продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам.
Одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания является система праздников, которые проходят в течении всего года: (Рождество, Масленица, Пасха, Яблочный спас).
Тематические выставки детского творчества на тему: («Осенины», «Рождество», «Пасхальный звон»).
Беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело». И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисовании, аппликации, лепки.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Пресвятой Богородицы ст. Упорной.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен.
Проводилось анкетирование на тему: «Православные праздники в детском саду и дома»,
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:
для детей:
- созданы внутренние предпосылки для дальнейшего личностного развития и эмоционального благополучия ребенка;
- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю;
- сформированы чувства национального достоинства;
для педагогов:
- объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре;
- разработано перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры;
для родителей:
- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединены в реализации социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.