МААМ-картинки

Опыт по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей 3–4 лет»

Ирина Вит
Опыт по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Концептуальные подходы и методологические основы

«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка,

Строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и

Все последующее усвоение языка»

Д. Б. Эльконин

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребёнка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Публикация «Опыт по теме „Воспитание звуковой культуры речи у детей 3–4 лет“» размещена в разделах

В разработке методик, проводившейся на протяжении многих десятилетий, принимали участие известные педагоги: Е. И. Тихеева, Н. М. Аксарина,

Г. М. Лямина, Н. С. Карпинская, Ф. А. Сохин, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и другие.

Речевые игры, упражнения, направленные на формирование разных сторон

речи (в частности, на развитие звуковой культуры речи, что необходимо для осознания явлений языка и речи и на развитие языковой способности речи, помогают наиболее интересным и понятным способом для детей решить данные задачи.

В младшем дошкольном возрасте работа воспитателя направлена на постановку и активацию основных звуков речи.

Воспитание звуковой культуры речи включает в младшей группе

• Работу по обучению правильному звукопроизношению (как ведущую линию развития речи детей 3-4 лет);

• Развитие артикуляционного аппарата;

• Отработка дикции;

Дошкольный возраст является наиболее сензетивным для развития звуковой культуры речи. Однако, несмотря на огромное значение этой работы для формирования гармоничной личности, установления детьми социальных контактов, для подготовки детей к школе, не использованы педагогами все возможности, чтобы каждый ребёнок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15 – 20% детей поступают в школу с несовершенным звукопроизношением, в пятилетнем возрасте таких детей около 50%. Несовершенство звукопроизношения принято рассматривать как естественную закономерность, которая изживает сама собой. Поэтому в практике не всегда уделяется должное внимание данной проблеме.

Правильное звукопроизношение является ведущей линией развития речи детей младшего дошкольного возраста. Огромное значение имеет время начала обучения. Наибольший эффект даёт обучение, которое начинается на более ранних этапах дошкольного детства.

Работа с детьми по данной теме строится на основе нормативно – правовых документов. Прежде всего, это:

• Документы, которые соблюдают и охраняют права ребёнка (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав детей»).

• Нормативные документы («Закон об образовании», Концепция непрерывного образования).

Система работы по звуковой культуре речи строится на основе программы

«Радуга», методики «Учусь говорить» Гербовой В. Н.

Воспитательно – образовательная работа в современных условиях предлагает нам широкий блок идей, методик. Очень важна технология (описание, набор действий для решения задачи, которая внедряется в работу современных педагогов, в данном случае воспитателей.

В своей работе я внедряю технологии: личностно – ориентированную, гуманно – личностную, технологию сотрудничества.

Актуальность опыта

На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – именно развитие звуковой культуры речи.

Все большее количество детей идёт в логопедические группы, которых открывается всё больше. Перед педагогами стоят важные задачи, которые направлены на то, чтобы дети смогли своевременно и успешно обучаться в школе.

Решить эти задачи возможно и необходимо как можно раньше, и при этом наиболее эффективно использовать наиболее доступный детям вид деятельности

– игру, а также различные игровые упражнения, направленные на успешное решение задач.

Вслушиваясь в звучащее слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение, стремятся приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению взрослых.

Цель моего опыта :

Воспитание звуковой культуры речи детей 3-4 лет посредством

дидактических игр и речевых упражнений.

Задачи:

1. Обучать детей правильное звукопроизношение.

2. Учить детей четко произносить гласные и наиболее простые согласные изолированно и в словах

3. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.

4. Развивать умение вслушиваться в звучащее слово, соотносить его с предметом.

5. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, интонационные средства выразительности.

Условия,

при которых стало возможным успешное достижение поставленной цели:

1. Организация развивающей среды, способствующая развитию звуковой культуры речи.

2. Расширение круга представлений детей.

3. Культура речи воспитателя и окружающих взрослых.

4. Использование в работе специальных игр и упражнений.

5. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

В своей работе использовала такие принципы:

1. Принцып наглядности

К. Д. Ушинский утверждал, что «детская природа ясно требует

наглядности». На протяжении всей своей жизни педагог повторял, что

Ребенок видит, запоминает и учится. Без зрительного восприятия невозможно, овладеть ни способами выполнения, ни быть участниками процесса.

Применение принципа наглядности позволяет детям осознанно получить знания, формировать навыки и умения.

В работе с малышами этот принцип один из самых важных, так как мышление у детей наглядно – образное. Дети легче запоминают звуки, усваивают материал через наглядность. В своей работе я использовала игрушки в играх «Чудесный мешочек»,

«Магазин», дети проговаривали название игрушек.

Применяла предметные картинки в играх «Найди пару», «Говори правильно».

При закреплении и отработке звуков изолированно и в словах использовала «Волшебный куб», на гранях которого расположены картинки. Наглядность позволяет вызывать и поддерживать интерес к играм со звуками.

2. Принцип доступности:

Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.

В своей работе я старалась, соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками, которыми они владеют, а так же наличием предварительного и подготовительного этапов в работе.

3 Принцип систематичности и последовательности.

Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать в хаотичном беспорядке. В обучении нужно идти от простого к более сложному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует усвоения знаний, умений, навыков, где систематичность и последовательность обеспечиваются четким планированием процесса обучения.

Используя этот принцип, работу над звукопроизношением условно разделила на три этапа:

1) Подготовка артикуляционного аппарата,

2) Уточнение произношения звуков,

3) Закрепление звуков в словах и фразах.

Эти этапы помогли последовательно распределить игры в течение года и составить перспективный план

В начале года использовались упражнения на развитие артикуляционного аппарата и на звукоподражание. Например, «Кто как кричит» или «Волшебный кубик». Затем использовала игры «Магазин», «Лото». В этих играх закрепляется правильное произношение звуков в словах.

4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Психолог Выгодский Л. С. разработал теорию взаимоотношения учения и развития под названием «зоны ближайшего развития». Он различал два уровня развития возможностей ребенка:

Уровень актуального развития, как результат уже завершившихся циклов развития, при которых ребенок мог самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня

И зону ближайшего развития – то, что находится в процессе становления, т. е. завтрашний день развития, при котором ребенок не в состоянии самостоятельно решить задачи определенной трудности, но которые он прекрасно решает при некоторой помощи взрослого.

Если ребенок выполняет задания с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять самостоятельно.

Если вначале вся работа выполнялась с помощью взрослого, то теперь дети самостоятельно выполняют упражнения, и к тому же могут оказать поддержку другим детям

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Этот принцип проявляется при реализации всех основных принципов. Дети усваивали материал на разном уровне: одни легче и быстрее, другие медленнее и с трудом (Приложение № 4.2)

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, был составлен перспективный план. Игры и упражнения подбирала в соответствии с возрастом детей, но во внимание брала и особенности детей. К каждому ребенку старалась найти индивидуальный подход, учитывала возможности каждого ребенка отдельно. Только зная возможности каждого ребенка, можно достичь положительные результата. Например, с Лешей Д. большее внимание уделяла развитию артикуляционного аппарата и игр на звукоподражание, Максиму С. давались более сложные задания: «Найди пару». В работе я учитывала и состояние здоровья воспитанников (большое количество пропусков по болезни) и позднее поступление в детски сад.

Положительную роль сыграло тесное взаимодействие с родителями воспитанников.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Игровые методы.

Игровые методы и приемы в младшем дошкольном возрасте занимают особое место. В игре передаются детям не только определенные знания, формируются представления, но и учат детей играть. Игра выступает и как средство гармоничного развития личности ребенка, возможности игры велики в воспитании всех основных его качеств.

Для повышения интереса у детей, использую разнообразные игровые приемы, создаю игровую мотивацию, нестандартные игровые ситуации, вношу элементы игр, построенных на сказочных мотивах и многое другое.

Наглядные методы: играют значимую роль в работе. Как возможно развить цветовое восприятие у незрячего человека, так и здесь – ребенок должен видеть все, что показывает педагог. Если он видит, значит, уже наблюдает, а позднее делает сам. Для того чтобы ребенок наблюдал, нужно создать условия – демонстрировать, показывать, как выполнить, что выполнить и что в итоге получится.

Ведущими формами мышления в дошкольном возрасте являются наглядно – действенное и наглядно – образное. Поэтому нужно дать возможность ребенку действовать с наглядностью.

Наглядные методы: использовала при показе игровых упражнений. Вносила игровые предметы, наглядные пособия (картины, рисунки, карточки).

Показ предметов: когда с детьми разучила то или иное упражнение, и они его запомнили, использовала этот прием. Показывала предмет, дети вспоминали упражнение по названию предмета и выполняли его. Игрушки использовали в играх «Чего не стало?», «Напои Чебурашку чаем». Малыши с удовольствием играли и проговаривали звуки.

Показ картинок, иллюстрации (Приложение № 4.8)

Этот прием использовала перед разучиванием упражнения. На картинках и иллюстрациях можно рассмотреть предметы, явления, которые в условиях детского сада наблюдать невозможно.

В играх «Найди пару», «Говорим правильно» использовала предметные картинки, они позволили сосредоточить внимание детей. На занятиях использовала картинки – символы.

Показ образца.

Этот прием использовала, когда показывала выполнение упражнения или игры целиком.

Показ способа действия.

Это основной прием. Дети наблюдали последовательность выполнения игры или упражнения, его отдельные части. Детей старалась разместить так, чтобы выполнение упражнения было видно с любого места. Показывала четко, точно, делила упражнение на отдельные этапы, чтобы дети видели каждое движение, каждое свое действие сопровождала словами.

Словесные методы: играют не последнюю роль, так как объяснения и слова воспитателя имеют большое значение.

От педагога требуется: использование в речи научной терминологии, точных и конкретных указаний, понятных объяснений, доброжелательных оценок.

Пояснение.

Благодаря пояснению уточняла выполнение движений. Поясняла содержание задания. В ходе показа давала пояснения к каждому игровому действию

Художественное слово.

Вначале разучивала с детьми упражнение, и только тогда, когда они хорошо запомнили упражнение, сопровождала показ упражнения потешкой. Слушая потешку, дети воспроизводили соответствующие движения.

Вопросы сопутствовали наблюдению, рассматриванию предметов. С помощью вопросов активизировала познавательную деятельность детей, исправляла и уточняла ответы детей.

Практические методы – это такие методы, с помощью которых педагог придает деятельности детей практический характер.

В процессе практической деятельности показывала способы игровых действий. Практический метод тесно связан с использованием наглядности. Маленькие дети не умеют самостоятельно рассматривать предметы, выполнять упражнения, поэтому все зависело от того, насколько правильно дети воспринимали показ образца.

В практическом методе большую роль играет показ способа действия.

ФОРМЫ работы с детьми

Динамика речевого развития ребенка во многом зависит от умения педагога связывать воедино работу в повседневной жизни и на занятиях. Время занятий не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребёнка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста значительно отличается.

Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнениями вне их определяется этапом работы над звуком. Так, постановку звука целесообразно давать на специальных занятиях. Упражнения на закрепление и на занятиях и вне их; подготовительную работу по постановке звука удобнее проводить не на занятиях. В утренние и вечерние часы, на прогулках организовываю разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

Игра

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую её от других видов и упражнений.

Играя, с детьми решаются задачи в занимательной форме, которые достигаются определенными игровыми действиями. «Игровые действия

составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» - писала А. И. Сорокина.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым воспитатель в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно – образовательным процессом.

В повседневной жизни работа, начатая на занятиях, продолжается в

специальных упражнениях и играх. В утренние и вечерние часы провожу упражнения (индивидуально или с подгруппой детей) с целью развития речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков, звукоподражательные игры и упражнения : «Кто как кричит?», «Кто назвал?», «Эхо», «Языколомка».

Игры и упражнения расположены по возрастам с постепенным усложнением программных задач. Они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки. Поэтому очень важна постоянная и своевременная работа по включению данных игр в процесс обучения и развития детей всех групп детского сада.

Игры и упражнения в младшей группе рекомендуется включать не реже двух раз в неделю на занятиях по развитию речи, в совместной деятельности, в повседневной жизни. Длительность игр – 5-7 минут.

В младшей группе провожу игры и упражнения:

На развитие слухового внимания: «Кого как зовут?», «Да и нет», «Угадай, что звучит», «Гусь и гусята», «Чудесный мешочек».

• На закрепление правильного произношения звуков : «Магазин», «Кому что надо», «Отгадай и назови», «Напоим Чебурашку чаем», «Дождик».

• На развитие голосового аппарата и слухового восприятия : «Кто топает?», «Скажи, как я», «Отгадай», «Покажи правильно».

Игры несут и воспитательное значение : самостоятельность, активность, целеустремленность

Занятия.

Ведущей формой обучения в младшем дошкольном возрасте являются коллективные занятия с детьми. Исследованиями доказано, что в коллективных занятиях по звуковой культуре продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи проводятся 1 – 2 раза в месяц. Дидактические игры и упражнения используют как часть занятия, или строю занятия на основе таких игр. Например, в занятии по знакомству со звуком «У» использовала игру «Поезд» и артикуляционное упражнение «Дудочка»

Одной из форм работы является совместная деятельность, где задания, упражнения выполнялись совместно с детьми. Например, в артикуляционных упражнениях все движения выполнялись вместе с малышами, как игре «Напоим

Чебурашку чаем». Было очень интересно детям участвовать в артикуляционной сказке «У бабушки и дедушки».

С детьми, у которых были затруднения со звукопроизношением, проводила индивидуальную работу. Давала детям разные по сложности упражнения и игры, с кем – то из детей играла в игры по звукоподражанию, кому – то предлагала более сложные задания.

Формы работы с родителями.

Вопросу взаимодействия с семьей уделяю очень большое внимание. Только взаимопонимание и работа в тесном контакте помогли добиться положительных результатов. В течение года использовала различные формы работы с родителями: консультации, беседы, семинарские занятия, открытые мероприятия, индивидуальные встречи, беседы по телефону.

Составила консультации для родителей, подготовила материалы для родительского собрания, оформила папку – раскладушку

Формы работы с педагогами.

Педагогов детского сада познакомила с опытом работы, который был одобрен ими. Провела для педагогов консультацию по теме педагогического опыта

Выступила на городском МО воспитателей с темой опыта в 2008 году.

СРЕДСТВА.

В своей работе использовала следующие средства:

Дидактические игры.

Художественную литературу.

Картотеку картинок

Игрушки и игровые материалы.

Различные предметы.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей 3–4 лет»
Опубликовано: 19 октября 2012 в 09:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Вит в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД