Елена Смолина
Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации прав ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Ты - ребёнок. Каждый ребенок, в каком бы уголке земного шара он ни жил, имеет право на защиту и поддержку взрослых. Взрослые любят тебя. Ты такой маленький в этом огромном мире. Но ты не один. Взрослые всегда рядом. Это мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди, воспитатель и другие люди, которых ты так любишь. Взрослые делают все, чтобы ты жил счастливо и безопасно. Это они построили дом, в котором ты живешь. Как хорошо дома с людьми, которые так любят тебя! Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые ты так любишь играть. Автобусы, машины, поезда и самолеты тоже сделаны их руками. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы ты не болел. Когда ты вырастешь, ты тоже станешь взрослым. И наш мир перейдет в твои пока маленькие, но в будущем надёжные руки.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации прав ребёнка» размещена в разделах
Наши дети — это маленькие, но очень важные граждане своей страны. Права детей, на наш взгляд, важнее всех других, так как сами дети пока не могут выступить в защиту своих прав. Только признавая неповторимость личности каждого ребёнка, уважая его интересы, потребности, желания, мы сможем вырастить созидателя, творца, личность, ответственную за свои поступки». Но не может, же ребёнок в свои 5-7 лет изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь.
Задачами детского сада по правовому образованию дошкольников являются:
• ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами о правах ребёнка;
• воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека;
• формирование у детей чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
Совместными усилиями детского сада и родителей можно обеспечить соблюдение и реализацию всех прав ребёнка, в частности следующих:
• право на индивидуальность;
• право на достойную жизнь;
• право на дом и семью;
• право на охрану здоровья;
• право на образование;
• право иметь собственное мнение;
• право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения и т. д.
Право на жизнь и развитие. Где мы поговорим о цветовом предпочтении.
С давних пор в нашей стране закрепилась следующая цветовая градация. За мальчиками закрепили синий цвет, за девочками — розовый. Некоторые особо впечатлительные мамочки даже считают, что если их мальчик будет носить розовое, это склонит его к нетрадиционной сексуальной ориентации. Это, конечно же, феерическая чушь. Во-первых, никого никуда склонить нельзя. Во-вторых, всё это случайности, и розовые рубашки идут мальчикам так же, как девочкам идут голубые платья. И что уж говорить про жёлтый, оранжевый и другие цвета, которым не досталось при раздаче половых идентификаторов. Между тем, выбор ребёнком цвета может очень много сказать как о его эстетическом и эмоциональном развитии, так и о нынешнем состоянии и настроении. Осознавая это, любой думающий взрослый понимает, как важно давать ребёнку возможность понимать и выбирать цвета. Цвета одежды, цвета фломастеров для рисунка, даже цвета еды. Везде, где вы можете доверить ребёнку выбор, делайте так.
Право иметь собственное мнение.
Единственно возможный способ сделать ребёнка уверенным в себе и наполнить его душевными силами — это верить в него. И признавать за ним право на ошибку. Именно в том, проявляется уважение к личности ребёнка.
Право на индивидуальность
• Социальная составляющая очень важна в человеческих отношениях, и дети тут не исключением Выбор партнёра для общения и игр — важный этап становления. Также это причина многих радостей и страхов.
Право на игру
С 1 февраля 2013 года ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка. Теперь право ребёнка на игру закреплено за детьми официально. И вроде бы никто с этим не спорит. Свободная игровая деятельность стоит в расписании дня. И на прогулке у детей зачастую много свободного времени. Однако свободный — не значит брошенный. В свободной игре ребёнку не требуется руководство — зато очень нужны помощь, поддержка и понимание. И вдохновение. Дать ребёнку всё это — задача взрослого. Дать, а потом грамотно устраниться, чтобы дальше ребёнок действовал сам.
• Декларация прав детей группы «Почемучки»
• - Научился сам – научи другого.
• - Будь всегда весёлым – не унывай.
• - Не вредничай, не жадничай.
• - Старайся много знать и уметь.
• - Уважай труд других людей.
Основной участник педагогического процесса, в том числе правового воспитания, — это воспитатель детского сада и естественно родители. Ведущей в данном процессе является совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Хорошо зарекомендовали себя ролевые, театрализованные игры. Ребёнок быстрее воспринимает материал, особенно правовой, если он дан в доступной форме, с использованием сказочных персонажей. Очень хорошо воспринимают дети стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, рассказы В. Бианки, поэмы для детей Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина.
Одной из наиболее доступных форм правового воспитания являются игры. В творческих играх с разрешением ситуаций, например «Что такое хорошо и что такое плохо», «Не поделили игрушку», «Рядом с тобой друг»,
вырабатывается умение ребёнка управлять своими эмоциями, выходить из конфликтов, вести себя конструктивно. Ребёнок в ходе ролевых, театрализованных игр, упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков учится видеть себя со стороны, оценивать тот или иной поступок. Всё это вызывает определённые эмоции и чувства. Ребёнок постепенно «впитывает» в себя то, что необходимо для жизни.
За маленького ребёнка все всё всегда решают. Что и когда есть, что надеть, чем заняться. С одной стороны, это понятно — мы, взрослые, несём за ребёнка ответственность и поэтому имеем право всё за него решать. С другой стороны, когда в более взрослом возрасте к нему начинают предъявлять требования быть самостоятельным и что- то решать без участия старших, ребёнок зачастую просто не знает, как это делать. Если вы хотите, чтобы рядом с вами ребёнок не только рос, но и развивался, эмоционально и интеллектуально взрослея, придётся приложить усилия.
Предоставляем детям свободу самостоятельной игровой деятельности, как в детском саду так и дома.
Рассказывая, например, о Конвенции о правах ребёнка, мы создаём условия для продуктивной деятельности, совместно изготавливаем таблички или плакаты со следующими надписями и рисунками предоставляя детям свободу гармоничной, игровой деятельности, как в детском саду, так и дома.
Для успешного решения задачи правового образования дошкольников детский сад должен:
• организовать работу в каждой группе в соответствии с нормами международного права, российского законодательства;
• вести правовое просвещение родителей и педагогов;
• осуществлять профилактическую работу по предупреждению правонарушений прав ребёнка в семье, содействуя защите его прав и вне воспитательного процесса;
• формировать у дошкольников чувство собственного достоинства, осознание своих прав и обязанностей, уважения к достоинству и правам другого человека.
Для успешного решения задачи правового образования дошкольников детский сад должен:
• организовать работу в каждой группе в соответствии с нормами международного права, российского законодательства;
• вести правовое просвещение родителей и педагогов;
• осуществлять профилактическую работу по предупреждению правонарушений прав ребёнка в семье, содействуя защите его прав и вне воспитательного процесса;
• формировать у дошкольников чувство собственного достоинства, осознание своих прав и обязанностей, уважения к достоинству и правам другого человека.
Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников – условие формирования правового государства, гражданского общества.
Спасибо за внимание!